Воронеж облачно с прояснениями +24°
USD
87.96
EUR
94.26
Предложить новость
Прямой эфир

«На счету сегодня – 0 рублей». Воронежский Никитинский театр оказался на грани закрытия

18:43 23.06.2021
12 мин
0
1818
Одной из причин тяжёлого положения стали последствия пандемии

Художественный руководитель Никитинского театра Борис Алексеев заявил: есть большая вероятность, что коллектив перестанет существовать. Об этом основатели театра Борис и Ирина Алексеевы сообщили журналистам в среду, 23 июня, прямо перед отъездом труппы в Архангельск, на фестиваль уличных театров.

Свою «Двенадцатую ночь» воронежцы готовятся показывать три дня подряд. Увы, это была единственная хорошая новость на пресс-конференции.

Вернувшись, труппа отыграет на своей сцене ещё 5 спектаклей, а что дальше – неизвестно.

– Мы находимся в крайне критичном положении, – говорит Борис Алексеев. – Если до начала отпуска ситуация не изменится, то, скорее всего, нам придётся закрыться. И, видимо, навсегда. 

«Мы ужимались, как могли» 

Самоизоляция и пандемия сильно ударили по театрам, прежде всего – независимым.

Основатель Никитинского вспоминает, как радовались многие, когда труппе в 2020 году удалось выжить, а потом ещё выиграть грант, позволивший какое-то время существовать:

– Только потом деньги-то кончились, потому что при 50-процентной заполняемости зала прожить невозможно. Дальше поддержку получить было невозможно. Кроме равнодушных лиц, мы ничего не видели. Но всё равно каким-то образом держались!

За свой пятый сезон труппа выпустила всего две премьеры. Как признаётся Борис, «мы ужимались, как могли». Теперь все резервы и силы кончились:

– На счету сегодня – 0 рублей. Нам нужно 5 июля выдать зарплату и отпускные, оплатить налоги, но у нас нет этих денег.

Как предполагает художественный руководитель Никитинского, скорее всего, придётся пройти процедуру банкротства. Конечно, если в ближайшие дни ситуация не разрешится.

– Ещё в апреле 2020 года мы обратились за поддержкой к губернатору Воронежской области Александру Гусеву, – рассказала журналистам директор театра Ирина Алексеева. – Естественно, нам было очень страшно оставаться в пандемию с непонятным будущим. Театр существует только на средства с продаж билетов. Так как мы не играли спектакли, было очевидно, что средства нам взять неоткуда. При том, что театр востребован, сюда идут зрители.

Начались разработки вариантов поддержки. Велись разговоры о получении субсидии от областных властей.

Открылся театр в сентябре 2020-го на 50% зала. Практически это не приносило дохода. В небольшом зале 50% – это всего 50 человек. К тому времени все заработанные и отложенные средства уже были потрачены. Театр подал заявку на грант в Фонд Потанина. Полученные средства позволили какое-то время выплачивать зарплату.

– К новому 2021 году губернатор принял решение и поставил резолюцию о проработке поддержки Никитинскому театру. Положительное решение принято: с этого момента мы начинаем ждать поддержки на 2021 год. 

За время пандемии не был уволен ни один сотрудник. Но пришлось сократить зарплаты. Ожидание субсидии из-за бюрократических проволочек продолжалось несколько месяцев на фоне обещаний, что скоро всё решится. Театр выживал из последних сил. Иногда удавалось найти спонсоров.

– В конце мая узнаём, что субсидию получить не можем, – продолжила рассказ директор Никитинского. – Средства можем получить лишь в виде гранта. Нужно проработать нормативно-правовую базу, потом пройдёт конкурс, а это ещё месяц или полтора… В лучшем случае, мы можем получить деньги к середине сентября 2021-го.

«В первый раз попросили о помощи» 

Изначально, по словам Ирины Алексеевой, субсидии просили, чтобы немножко повысить зарплату людям, которые «5 лет с нами, без которых театра не было бы». Как подчёркивают руководители коллектива, «деньги нам необходимы для людей, на новые спектакли мы заработаем сами».

Грант выделяется на проекты, которые должны быть реализованы в течение года. Эти деньги театр не может в полном объеме тратить на заработные платы и материальное стимулирование сотрудников. Тем более, непонятно, когда они придут.
Но поддержка труппе сейчас нужна на постоянной ежегодной основе. И тут оказалось, что в России нет такого государственного механизма, с помощью которого частный театр мог бы получить именно субсидию.

– Я не говорю, – добавляет Ирина, – что государство обязано поддерживать любую частную инициативу. Нет! Это же тоже можно делать на конкурсной основе. Для помощи театрам, которые показывают определённые результаты и существуют в форме репертуарной, со своим штатом и постоянной площадкой, необходимо проработать какой-то механизм… Понимаю, что на местном уровне это невозможно. Речь должна идти о федеральном законе.
Проблема, с которой столкнулась частная труппа в Воронеже, актуальна для многих российских коллективов. Из-за пандемии несколько театров закрылись.

– За 5 лет мы никогда не просили у государства поддержки, – признался Борис Алексеев. – Выживали сами, с помощью грантов или спонсоров. Мы в первый раз попросили о помощи, потому что очень тяжело. У нас есть и достижения, и репутация. А в сентябре, возможно, уже некому будет переводить этот грант!

Опыт Никитинского на фоне многих частных театров уникален. Обычно люди собираются для некоего разового проекта: сняли в аренду помещение, поставили спектакль, заработали денег, разошлись. Здесь подходят к делу серьёзнее.

«За эти пять лет нам удалось пройти стремительный путь и вырасти в один из флагманов российского независимого театра, – говорится в открытом письме труппы, опубликованном в среду, 23 июня. – В нашем театре ставят спектакли ведущие театральные режиссёры. Наши спектакли участвуют в международных театральных фестивалях наряду с именитыми театрами. Мы имеем три номинации на главную театральную премию страны «Золотая маска». Мы создали собственный театральный фестиваль. Ведущие критики и эксперты говорят о нас, как о ярком явлении на театральной карте России.

В Никитинском театре поставили спектакли Юрий Муравицкий, Дмитрий Егоров, Иван Комаров, Николай Русский, Юлия Каландаришвили, Олег Христолюбский. На следующий сезон запланированы спектакли в постановке Михаила Бычкова и Андрея Прикотенко».

«Мы в состоянии гуманитарной катастрофы» 

Будущий сезон весь спланирован. Удалось даже найти возможность возродить в обновлённом формате фестиваль ЦЕНТР. Есть идеи проектов, которые могут быть интересны зрителю. 

– Но невозможно существовать и заниматься творческой деятельностью в ситуации постоянной нехватки, каких-то ожиданий, обещаний, а потом гибели всех надежд! – призналась Ирина Алексеева. 

– Удобно говорить: «А вот у нас в городе есть такой независимый театр!», – считает Борис Алексеев. – Весь Екатеринбург гордится театром Николая Коляды. Воронеж стал гордиться Никитинским. Но такая гордость, увы, очень потребительская и сиюминутная. Как многие гордились книжным клубом «Петровский»! Как все горевали, когда он закрывался! Кто-то помнит о нём сейчас? Все забыли. В Воронеже закрылся центр современного искусства, умирает что-то ещё… И никому нет дела. Все любят гордиться. Но надо помнить, что эти культурные достижения делаются конкретными людьми, которые тратят свои силы. 

Монолог основателя Никитинского театра становился всё более эмоциональным: 

– Бизнесу вообще плевать. Если что-то не приносит денег сейчас, сию секунду, они просто не понимают, о чём речь! Мне кажется, что впервые за историю цивилизации вдруг культура перестала быть чем-то важным. В Российской империи все прекрасно понимали её значение, развивалось меценатство. Сейчас говорят: «Столль, великий меценат!» А сейчас где Столли? Покажите мне их сегодня! Понятие «меценат» просто исчезло. Максимум, что сейчас возможно: «Я тебе дам, а ты потом возврати!». Что театр может возвратить, кроме любви и того, что меценату потом памятник поставят? Даже в советское время понимали, что надо вкладывать деньги в культуру. Так как она делает что-то важное со страной, с народом. А театр – в особенности! И только сейчас в России это перестало иметь для всех какое-то значение… Мы находимся в состоянии гуманитарной катастрофы! 

В открытом письме труппы также говорится: 

«Мы обращаемся к театральному сообществу России, СТД, худрукам и директорам, критикам и режиссёрам. Помогите нам найти возможность не умирать, не исчезать. Мы обращаемся к губернатору Воронежской области, к ведущим воронежским политикам. Средства, направленные нам на 2021 год, нужны нам на 2021 год. Мы ещё раз просим о постоянной ежегодной поддержке для наших сотрудников и просим о более оперативной работе с такой поддержкой, чтобы нам не приходилось каждый год оказываться на краю. 

Пока ситуация и отношение к культуре будет оставаться таким, об улучшении качества жизни говорить не придётся».

Виталий ЧЕРНИКОВ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,21975302696228