Воронеж сильный туман +10°
USD
94.07
EUR
99.93
Предложить новость
Прямой эфир

«Главное в театре – зритель»: представители театральных профессий – о своей работе

15:29 27.03.2024
17 мин
0
3155
Фото: Владимир ЛАВРОВ, личные архивы героев материала

27 марта – Всемирный день театра. И чтобы спектакль состоялся и зритель погрузился в мир прекрасного, над его постановкой трудятся режиссёр, актёры и армия «невидимых» помощников – звукорежиссёров, осветителей, бутафоров, костюмеров. TV Губерния пообщалась с людьми, чья жизнь прочно связана с театром.

«Театр воспитал во мне дисциплину»


Елена Суслова, начальник пошивочного цеха Воронежского театра юного зрителя:

– Первый спектакль я увидела в детстве на сцене Воронежского ТЮЗа. Это была знаменитая постановка 1970-го года «Конёк-Горбунок» режиссёра Штайна. Бросилась в глаза красота сцены, хоровод матрёшек, ярмарка, скоморохи. В спектакле в разное время играли очень многие прекрасные артисты: Анатолий Тарасенко, Наталья Бапаркина, Сергей Беляев, Юрий Овчинников… Не могу забыть Царя в исполнении замечательного актёра Анатолия Абдулаева. Но главный в театре – это зритель. Для него работает и режиссёр, и артисты, и цеха. Именно зритель в итоге определяет, будет ли спектакль жить и сколько он просуществует на сцене. В истории ТЮЗа были спектакли, которые шли бессчётное количество раз. Театр не только может, но и должен воспитывать в человеке понимание семьи, осознание своего предназначения и места в мире и, конечно, любовь к Родине. Что касается меня, то во мне театр воспитал, прежде всего, дисциплину и чувство ответственности за дело, которое я делаю.

«Театр для меня – пища для ума и души»


Ирина Ланцузская, ассистент режиссёра Воронежского театра драмы им. А.В. Кольцова:

– Помню, мне пять лет. Мама впервые ведёт меня в Куйбышевский (ныне Самарский) театр оперы и балета на «Спящую красавицу» Чайковского. От первой до последней минуты смотрела, затаив дыхание. И первая осознанная мечта – я тоже так хочу. Но не случилось. Драматический театр начался позже. Сначала ТЮЗ (это уже в Воронеже), затем и драма. Впечатления? Поначалу просто интересно. А потом появилась потребность прочесть первозданный текст, поразмышлять. Театр для меня – пища для ума и для души. Образовывать, взывать к эмоциям, побуждать к размышлениям, к сопереживанию – вот задачи театра. Если хотя бы несколько человек после спектакля захотят узнать, что значит незнакомое слово, понятие, имя, и возьмут справочники, словари, полезут в интернет, значит, мы свою задачу выполнили. Говорят, театр – это семья. Абсолютно согласна. Как в любой семье, есть родственники близкие, есть не очень. Как в любой семье, случаются ссоры, недопонимание, но есть ощущение общего дела, поддержка. Для меня театр – это второй дом.

«Театр стал семьёй, в которой разное случается»

Александра Масловец, художник-бутафор Воронежского государственного театра кукол им. В.А. Вольховского:

– Я родилась в небольшом посёлке рядом с Мичуринском, и поездки с сёстрами в город часто были связаны именно с посещением местного драматического театра. Позднее настоящим открытием для меня стал Барнаульский театр кукол. Оказалось, что ничего интереснее я не видела. В Воронежском театре кукол меня сразу взяли в бутафорский цех. Спектакли «Божественная комедия» Игоря Лукина, «Бочка счастья» Алексея Новоточинова, «Процесс над Жанной Д’Арк» Валерия Вольховского для меня – большие этапы, как для художника, так и для члена театральной семьи. Да, театр стал семьёй, в которой разное случается, но побеждает, как и положено, дружба. Во мне театр воспитал терпение, большое желание работать, любовь к сцене и людям, которые ей служат.

«В любом коллективе нужно уметь говорить и слышать»


Андрей Круглов, столяр по изготовлению декораций Воронежского государственного театра кукол им. В.А. Вольховского:

– Моя тётушка, которая старше меня всего на 10 лет, ходила в театральный кружок при Доме культуры. Благодаря ей я попал на первое в своей жизни театральное представление. Помню, зайцы бегали с вращающимися ногами. Очень они мне понравились. Дети — словно пластилин, из которого формируется личность. И, конечно, лепит эту личность взрослый человек. Театр кукол во многом обращён именно к юному зрителю, учит быть добрыми, честными, храбрыми. Что во мне воспитал театр? Я научился переживать за актёров. Вот он выходит на сцену, а я думаю, хоть бы он не ошибся, хоть бы у него все отлично получилось и спектакль прошёл хорошо. В любом коллективе – близкие ли это люди или твои коллеги – нужно уметь говорить и слышать. Как в семье, так и в театре бывают разные настроения, разные периоды, но мы создаём единый спектакль, и в нём важен вклад каждого сотрудника.

«Дело сотен рук, которое замыслил ум один»


Георгий Яковлев, актёр Воронежского Камерного театра:

– Когда мне было семь лет, родители привезли меня из Рамони в Воронежский театр кукол на постановку «Волшебная лампа Аладдина». Я запомнил огромную голову Джина и высовывающуюся из-за кулис руку. Тогда меня это сильно поразило. В чём предназначение театра? Считаю, что театр изначально про то, как поступать нельзя. Он призван пробуждать эмпатию, вызывать эмоции, которые человек подавляет в себе в результате психологических травм, неприятных событий и т. п. Во мне театр воспитал умение учиться на своих ошибках и упорство в достижении цели. Самый главный в театре – художественный руководитель. Без его направления актёры не смогут двигаться, и театр будет разрушен. У Станиславского в его «Этике» есть раздел, в котором написано, что актёру следует почитать своего руководителя и вести себя прилично вне стен театра, поддерживая его авторитет. А вообще театр – это семья, которая работает на общее благо. У Гёте есть на этот счёт подходящие строки: «Дело сотен рук, которое замыслил ум один».

«Худрук – идейный вдохновитель всей труппы»


Елена Елисеева, художник-гримёр Воронежского театра оперы и балета:

– Театр – огромный живой организм. В создании шедевра участвуют все цеха, все служащие. Это неразрывная цепочка, взаимосвязь. Каждый вносит в общее дело свою лепту, частицу души, профессионализм. Новая постановка – это огромный труд, физический и эмоциональный. Несомненно, художественный руководитель – главное звено этой цепи. Он является идейным вдохновителем всей труппы, несмотря на внушительный набор обязанностей. От его личностных и профессиональных качеств зависит эмоциональный настрой, рабочая атмосфера, что является залогом успешной яркой работы всего коллектива. Театр прививает чувство прекрасного. Дарит эстетическое наслаждение, возможность абстрагироваться от будничной суеты, сложного жизненного темпа, погрузиться в атмосферу сказки и волшебства. Классические и современные постановки дают возможность пофилософствовать в кругу друзей.

Наталья СТОЛПОВСКАЯ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,24843597412109