Воронеж ясно -2°
USD
99.42
EUR
106.30
Предложить новость
Прямой эфир
19:23 30.11
10 мин
0
3521

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Директор Воронежского музея им. Крамского Юлия Зайченко – о резонансных проектах, экскурсиях в рабочий перерыв и программе для подростков

19:23 30.11.2024
10 мин
0
3521
Фото: Андрей ПАРФёНОВ

Музей имени Крамского — не только хранилище шедевров, но и пространство где рождаются уникальные выставочные проекты, проходят музейные праздники, привлекающие людей, хорошо разбирающихся в искусстве, и новичков. О сюрпризах, которые музей готовит воронежцам и гостям столицы Черноземья, в интервью «TV Губернии» рассказала его директор Юлия Зайченко.

— Юлия Николаевна, какие самые важные события произошли в жизни музея в 2024 году?

— Не могу сказать, что год выдался более спокойный, чем предыдущий, когда музей отмечал своё 90-летие. Плотность событий — невероятная. Главное, что нам удалось сделать, — реэкспозиции залов «Искусство Северной Европы» и «Искусство Античности».  Годом ранее по нацпроекту «Культура» музей получил 20 млн рублей. На эти средства было приобретено новое экспозиционное оборудование, установлено профессиональное музейное освещение, благодаря этому мы смогли представить наши коллекции на новом современном уровне.

— В прошлом году на пресс-конференции, посвященной началу работы над античной коллекцией, было озвучено, что фреска из Капуи IV века до н. э. уезжает в Москву, в Реставрационный центр имени Грабаря. Как скоро воронежцы увидят восстановленный артефакт?

— Замечу, воронежская экспозиция античности не видоизменялась с 1966 года. А уникальная фреска — жемчужина античной коллекции — вообще никогда не экспонировалась из-за плохого состояния. В институте Грабаря собирался ученый совет, чтобы принять решение, что же с ней делать: то ли оставить трещину, проходящую посередине шедевра, то ли склеить две части. В итоге фреску склеили, почистили, после чего она буквально заиграла новыми красками. Сейчас для редчайшего экспоната изготавливается новая капсула. Премьерный показ состоится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в январе 2025 года. А мы торжественно презентуем фреску воронежцам весной-летом — это будет выставка с подробной историей о ходе реставрационных работ. Здесь мы расскажем, что это за предмет (фрагмент гробницы) и попробуем показать, как выглядели гробницы. Это будет наш совместный проект с Реставрационным центром имени Грабаря и ГМИИ имени Пушкина. Затем фреска займёт почётное место в нашей экспозиции.

— Сколько выставок было проведено в музее в уходящем году? Какие из них оказались наиболее резонансными?

— В 2024 году в музее прошло 40 выставок. Пожалуй, самой резонансной стала выставка «Агитпоезд: воронежский маршрут», приуроченная к 90-летию области. Ради такого события впервые в истории объединились три музея: наш, краеведческий и литературный. А ещё к нам примкнули Музей-диорама и Галерея советского быта Владимира Мальцева. Это был первый опыт реализации столь сложного проекта. Сравниваю его с работами коллег из других российских музеев и понимаю, что Воронеж в плане организации крупных выставок вышел на хороший общероссийский уровень. То, что проект удался, подтверждают цифры посещаемости: его увидело более 5 тысяч человек, включая детей из райцентров региона, которых электричками привозили в Воронеж при поддержке нашего партнёра ОАО «РЖД.» Огромный интерес, особенно у подрастающего поколения, вызвал проект «Русский стиль: Сталь». Его авторы — молодые художники, некоторые из которых служат добровольцами в зоне СВО, выполнили работы на пластинах бронежилетов. 

— Будут ли продолжения у столь успешных проектов?

—  Да, и с проектом «Русский Стиль» мы планируем продолжение сотрудничества. И, думаю, мы снова объединимся большим составом участников, чтобы сделать что-то не менее зрелищное и интересное к 80-летию Великой Победы. Кстати о зрелищности: 6 декабря в выставочном зале откроется выставка «Без полутонов», приуроченная к 100-летию воронежского художника Зиновия Попова. У Зиновия Ефимовича были невероятно яркие, самобытные пейзажи, обобщенная декоративная манера письма, он стремился передать звонкие и насыщенные отношения, что было совсем не свойственно художникам того периода. В 90-е годы Зиновий Попов оказался очень востребован на Западе, почти все его работы были проданы и покинули Россию. На выставке посетители увидят около 200 работ, которые нам удалось собрать из 23-х музеев, библиотек, а также из частных коллекций.

— Расскажите о новых проектах, адресованных детской и молодёжной аудитории.

— В сентябре мы открыли подростковый клуб «Доступ» — наш совместный проект с музейным педагогом Валентиной Чернышовой. И мы рады, что всё получилось: подростки со временем привыкают к музею и чувствуют себя здесь как в знакомой и понятной среде. Приводят своих друзей — это показатель интереса и доверия. Ещё отмечу проект «Культурный перерыв»: воронежцы буквально в свой обеденный перерыв могут посетить музей, побывать на мини-экскурсии (20-25 минут), полюбоваться шедеврами. Такие экскурсии проходят со среды по пятницу и адресованы тем, кто работает по соседству с музеем. Но «Культурный перерыв» оказался востребованным также и у домохозяек, пенсионеров, студентов.

— Какое будущее ждёт семейный фестиваль искусств под открытым небом «КРАМ-ФЕСТ»?

— «КРАМ-ФЕСТ» будет продолжаться и сохранит формат музейного праздника, рассчитанного на семейную аудиторию: с ярмаркой мастеров, множеством художественных активностей для разных возрастов, выступлением музыкантов.

— Какими экспонатами пополнилась коллекция музея в 2024 году?

— В этом году наша коллекция пополнилась 67 предметами. Нам передали картины с пленэра, который проходил в мае в Борисоглебске. Плюс художники дарят свои работы после окончания выставок. В будущем планируем добавить работы художников 90-х.  Очень хочется видеть в наших фондах и работы современных молодых художников.

— Прочитала у одного из специалистов по музейной работе тезис «Каждое посещение музея должно человека вдохновлять». Как вы считаете, музей им. Крамского справляется с такой задачей?

— Безусловно, посещение музея должно вдохновлять и наталкивать на какие-то размышления. Мы храним историческую память, из которой надо извлекать уроки.

— Что поможет сделать культурное наследие ближе и понятнее рядовому посетителю?

— В последние годы проекты «Ночь музеев», «Ночь искусств», а также свободный вход на экспозиции в День Победы и в День народного единства помогли познакомиться с музеем тем, кто ранее в него не заглядывал. Сегодня музеи меняются, становятся арт-центрами, в которых происходит масса интересных событий: от лекций и мастер-классов до авторских экскурсий и совместных проектов с другими музеями, театрами, кинотеатрами. Мы приветствуем подобные коллаборации, будем их планировать и в дальнейшем. Хотим, чтобы музей был открыт и интересен обычным посетителям, а не только людям творческих профессий, искусствоведам, коллекционерам.

ЦИТАТА

Сегодня музеи меняются, становятся арт-центрами, в которых происходит масса интересных событий: от лекций и мастер-классов до авторских экскурсий и совместных проектов с другими музеями, театрами, кинотеатрами.

ЦИФРА

40 выставок состоялось в Воронежском областном художественном музее имени И. Крамского в 2024 году.

Наталья СТОЛПОВСКАЯ

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.73099398612976