Святые Пётр и Феврония: почему именно они стали почитаться как покровители брака
8 июля в России отмечают День любви, семьи и верности. В православной традиции это день памяти святых благоверных князей Пётра и Февронии Муромских. У многих их история любви вызывает достаточное количество вопросов: мол, Феврония воспользовалась своим даром, а у Петра просто не было выбора. Почему же именно они стали почитаться как покровители брака? Об этом поговорили с иереем Александром Шишкиным, председателем отдела по вопросам семьи, защиты материнства и детства Воронежской епархии, настоятель храма Ксении Петербургской.
Выйти замуж по расчёту
В начале истории мы узнаем, что Петр, защищая жену брата, вступил в бой с чудовищем – змеем, который умирая обрызгал победителя своей ядовитой кровью. И Петр тяжело заболел – фактически он находится при смерти. Исцелить его может лишь крестьянка Февронии, которая требует одного: чтобы он женился на ней. Петр не соглашается, пытается бежать от девушки, но в разлуке с ней снова заболевает.
Комментарий иерея Александра Шишкина:
– Условие Февронии «аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его» — это, конечно, не прагматичная попытка не упустить свой шанс и «выйти «замуж за принца». Феврония с самого начала знает, что Петру будет очень трудно сдержать свое слово, так же как и ей — стать княгиней. Ведь, на самом деле, Февронии и самой было бы комфортнее и удобнее выйти замуж за человека своего сословия. Брак с Петром предполагает, что она будет жить среди политических интриг, искушений, гордости и высокомерия, которые ей чужды. Для нее это подвиг и преодоление. Если разобраться, то в итоге Петр получил от брака с ней гораздо больше выгод: через ошибки и покаяние он стал лучше как человек и как правитель. Не зря в народе говорят: «Не муж — генерал, а жена — генеральша». Чтобы сделать карьеру и чего-то достичь, нужен крепкий тыл. Мужчине на этом пути очень нужна поддержка супруги. Ведь уже при первой встрече Петр был истощен физически, и это сказалось и на его разуме. Князь, который не держит своего слова — очень плохой правитель. В Священном Писании сказано, что за каждое слово с нас спросится в Вечности. Феврония учит, а точнее – напоминает, как важно ценить свое слово, и тем самым спасает не только политическую карьеру, но и душу любимого.
Испытание изгнанием
Петр стал править Муромом, но бояре и вся городская элита бунтовали против его власти. И они ставят условие: отречение от престола, изгнание и бедность или отречение от законной супруги и развод. Петру трудно сделать выбор, он с ужасом смотрит в будущее, где его ждет неизвестность… но, тем не менее, выбирает брак с Февронией. На ладье супругов везут по Оке прочь из Мурома в изгнание. С ними плывет боярин, богатый, благополучный, который обращает внимание на Февронию. Она же просит его зачерпнуть и испить воды с одной стороны судна и с другой и сравнить вкус воды. И когда боярин признается, что вода одинаковая, Феврония говорит ему: «Едино естество женское есть. Почто убо, свою жену оставив, о чужой помышляешь!».
Комментарий иерея Александра Шишкина:
– Конечно, этот эпизод вспоминают реже, чем «женила насильно». А ведь верность – это самый трудный сегодня подвиг. Когда жена после долгих лет в браке изменилась или муж стал недостаточно успешен, то кажется, что можно бросить проблемы и надоевший быт и начать с другим/другой все заново. Феврония не только остается верна мужу, который перестал быть князем, но и удерживает от греха человека, который посмотрел на чужую жену с плотскими мыслями. В итоге, изгнание дало супругам больше, чем если бы они остались правителями Мурома. Это было испытание, которое и он, и она выдержали и которое не просто скрепило, а зацементировало их брак.
Умерли в один день
Дожив до глубокой старости Петр и Феврония ушли в монастырь. Они жили в разных монастырях, но похоронить завещали себя в одном гробу. Не мысля жизни друг без друга они умолили Бога, чтобы им умереть в один час. Однако их пытаются похоронить раздельно. Но их не получается разлучить и после смерти: наутро оба гроба находят пустыми. Супруги чудесным образом оказываются рядом, в том самом специально подготовленном гробу, как они и завещали.
Комментарий иерея Александра Шишкина:
– Сейчас принято смеяться над концовкой: «Они жили долго и умерли в один день». Если сказать такое молодоженам, то вряд ли они обрадуются такой перспективе. Но чем дольше люди живут в браке, тем больше они прорастают друг в друга. Супруг и супруга – одно целое. Даже если они окружены детьми и внуками, потеря своей половинки становиться страшным ударом. Поэтому это тоже проявление божественного начала – уйти в вечность в один день, чтобы не испытать мук расставания с любимым человеком. Петр и Феврония преодолели много трудностей, их любовь переросла любовь мужчины и женщины в любовь Вечную. И княгиня не бросила мужа ни при княжестве, ни при кончине.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.