«Бизнес научился адаптироваться к новым условиям». Как предприниматели противостоят санкциям и какие находят пути решения проблем

В начале 2022 года после постепенной отмены ковидных ограничений воронежский бизнес начал восстанавливаться и строить смелые планы. С конца февраля жизнь подавляющего большинства предпринимателей снова вошла в зону турбулентности. О том, как работает бизнес в условиях санкций, какие трудности преодолевает и на какую поддержку рассчитывает, в интервью «Коммуне» рассказал президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Сергей Петровский.
– Сергей Владимирович, какие самые острые вопросы, связанные с деятельностью воронежского бизнеса, вышли на первый план в минувшем году?
– Напомню, в 2020-м и 2021 годах наш бизнес переживал непростые времена, связанные с пандемией. Но государство не оставило предпринимателей наедине с их проблемами. Ответом на серьёзные вызовы стало значительное увеличение финансовых и нефинансовых мер господдержки. Они формировались как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных отраслей и, конечно, регионов. Воронежскому предпринимательскому сообществу такая помощь придала заметной бодрости. В феврале, после начала СВО, первое, что встряхнуло бизнес, – решение Центробанка поднять ключевую ставку. Это привело к резкой стоимости кредитов. Хорошо, что осознание опасности такой ситуации наступило быстро, и ставку начали снижать. Далее пошли санкционные волны, начались трудности с проведением валютных операций, уход с российского рынка западных партнёров, разрыв логистических цепочек.
– Каким образом воронежский бизнес решал возникшие проблемы?
– Предприниматели занялись поиском новых партнёров, логистических маршрутов, вариантов банковского обслуживания. Отдельно подчеркну, в нашем регионе на протяжении 10 лет усиливался азиатский вектор – завязывались деловые отношения с представителями бизнес-сферы из Казахстана, Китая. В большинстве случаев и с западными партнёрами удалось не разорвать связи, а лишь немного «подморозить». Не раскрывая всех секретов, замечу, наши бизнесмены научились находить выход из любого положения. В том числе справляться с поставками зарубежного оборудования. Подобные проблемы им активно помогали решать как на уровне региональной Торгово-промышленной палаты, так и на федеральном уровне.
– Как именно ТПП региона участвовала в этих процессах?
– Начиная с марта 2022 года, у нас практически ежедневно проводились бизнес-встречи по отраслевому принципу. ТПП отдельно собирала представителей крупного, среднего и малого предпринимательства. Все озвученные ими проблемы мы доводили до уровня губернатора, профильных департаментов. Через Торгово-промышленную палату РФ передавали информацию федеральному правительству. Результатом огромной совместной работы стало то, что логистика с учётом юго-азиатских маршрутов перестроена, платежи идут. Ведётся активная деятельность, нацеленная на то, чтобы в расчётах между партнёрами дистанцироваться от доллара и евро, перенаправить интересы в сторону юаня и индийской рупии.
– Какие меры поддержки бизнеса в условиях санкционного давления принимались на областном уровне? Какие из них оказались самыми востребованными?
– Меры господдержки (в них есть региональная составляющая, так как часть средств выделяет федеральный центр, а часть – областной бюджет), как и в пандемию, существенно помогли нашему бизнесу. Важный момент: заметно смягчились требования к получателям господдержки, в результате чего она стала доступнее. Воронежский Фонд развития промышленности кредитовал небольшие бизнес-проекты стоимостью до 100 млн рублей. В федеральном же Фонде на основании экспертных заключений ТПП в 2022 году 9 предприятий региона получили значительное финансирование: от 150 млн до 2,4 млрд рублей. Были востребованы и немонетарные меры поддержки – бизнесмены приглашались к участию в деловых миссиях, презентациях своей продукции на выставочных стендах. В качестве помощи предлагалось бесплатное обучение сотрудников. Плюсом оставалось сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий – проверок Роспотребнадзора, Пожнадзора и др.
«Лучшим развитием событий по линии импортозамещения могут стать офсетные контракты, когда инвестор открывает в стране новое производство, а государство гарантирует, что будет покупать его продукцию в течение нескольких лет. Такой способ партнёрства выгоден и власти, и бизнесу».
– Где в 2022 году побывали с бизнес-миссией представители ТПП? Насколько удовлетворены результатами поездок?
– В мае 2022 года в составе делегации Воронежской области, которую возглавил губернатор Александр Гусев, мы выезжали с деловым визитом в Минск. Была организована встреча с представителями Минской торгово-промышленной палаты и белорусского бизнеса. За весну и лето нам вместе с воронежскими предпринимателями удалось посетить с бизнес-миссиями Минск, Гродно, Брест и Могилёв. На этих встречах в рамках программы по импортозамещению обсуждались поставки комплектующих для различной техники. Белорусы, которые также находятся под санкциями, проявили интерес к воронежскому оборудованию для нефтеперерабатывающего производства. Для решения логистических проблем удалось запустить транспортный коридор через Казахстан, Туркмению. В целом активно развивался азиатский вектор бизнес-контактов, в которых заинтересованы такие страны, как Азербайджан, Турция, Китай, Монголия, Египет.
– Расскажите о проблеме импортозамещения. Что необходимо для того, чтобы с ней успешно справиться?
– Вся наша текущая работа должна в конечном итоге привести к импортозамещению. В масштабах страны эту задачу решает Минпромторг. Моё мнение: лучшим развитием событий по линии импортозамещения могут стать офсетные контракты – долгосрочные договоры поставки со встречными инвестиционными обязательствами. Обычно в рамках таких контрактов государство даёт предпринимателям деньги на создание и развитие того или иного производства, а взамен гарантирует, что будет покупать выпускаемую продукцию в течение нескольких лет. Мне кажется, этот опыт можно расширить: государство может инвестировать в те производства, продукция которых будет гарантированно востребована другими предпринимателями уже для своих нужд. Такой способ партнёрства будет выгоден и власти, и бизнесу, и он может стать основой для импортозамещения.
– Какие самые серьёзные вызовы стоят перед бизнесом в 2023 году и какую помощь предпринимателям готово оказать государство?
– В первую очередь, нас ждут геополитические вызовы. Тактика Запада изменится, и он начнёт бить санкциями по нашим юго-восточным партнёрам. В данных обстоятельствах, как никогда, важна стабильность курса национальной валюты. Сегодня курс рубля в равной степени устраивает и экспортёров, и импортёров. Центробанку предстоит держать этот хрупкий баланс вне зависимости от геополитических рисков.
Следующий серьёзный вызов – нефтяное эмбарго, которое может дать толчок повышению стоимости энергоносителей на внутреннем рынке. Правительству необходимо на полную мощность включить государственный подход и контролировать цены на металл, цемент, древесину, энергоносители. Если их не удастся сдержать, мы, как покупатели, столкнёмся с тем, что производители различной продукции не смогут избежать роста цен на неё. Результатом станет снижение покупательского спроса. Это неизбежно отразится на финансовой ситуации средних и малых предприятий. Однако, судя по тому, как быстро наш бизнес научился адаптироваться к новым условиям, насколько сегодня сильно у предпринимательского сообщества желание преодолеть все трудности, надеюсь, такого не произойдёт. Бизнесмены, как и в 90-е годы, 2000-е годы, кризисный 2008 год, пандемийные времена, понимают, что всё можно пережить, осознавая свои возможности и продолжая движение вперёд.
– Сергей Владимирович, в 2023 году исполняется 100 лет экспертной деятельности в системе ТПП России. Не могли бы вы немного рассказать об этом направлении работы Воронежской ТПП?
– С удовольствием. Действительно, формирование экспертной системы ТПП началось в 1923 году, когда в России было создано первое Бюро товарных экспертиз на базе Северо-Западной областной торговой палаты в Петрограде. То есть история экспертной деятельности в нашей стране напрямую связана с деятельностью ТПП. Сегодня в системе торгово-промышленных палат, охватывающей все регионы России, работают более 1000 экспертов. Достойное место в этом ряду занимают и экспертные подразделения Торгово-промышленной палаты Воронежской области.
Среди них я хотел бы упомянуть орган инспекции ТПП Воронежской области, нашу испытательную лабораторию и Центр экспертиз.
Орган инспекции проводит санитарно-эпидемиологическую экспертизу проектов, объектов и продукции. Он включён в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза.
Испытательная лаборатория исследует продовольственное сырьё, пищевую продукцию и продукцию общественного питания. Сегодня более 80% предприятий общепита Воронежа сотрудничают с ней.
Центр экспертиз ТПП Воронежской области выполняет широчайший спектр экспертиз – товарную, судебную, таможенную/внешнеэкономическую, строительно-техническую и т. д. – всего более 150 видов. Также ТПП Воронежской области занимается экспертизой продукции и оформлением сертификатов происхождения для экспортёров.
Выданные Торгово-промышленной палатой Воронежской области отчёты, акты экспертизы, экспертные заключения и т. д. принимаются к рассмотрению страховыми компаниями и арбитражно-судебными органами России и многих других стран. В год 100-летнего юбилея экспертной деятельности в России Торгово-промышленная палата Воронежской области готова оказать всестороннюю экспертную поддержку местному бизнесу.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.