Худрук ТЮЗа: «Театральный Воронеж не уступает Москве и Санкт-Петербургу»
Труппа Воронежского театра юного зрителя уже вернулась с каникул и приступила к репетициям. Осенью ТЮЗ выпускает сразу четыре новых спектакля, едет на гастроли в Орёл, принимает участие в двух крупных театральных фестивалях. О грядущих премьерах и о том, почему Воронеж похож сразу на обе столицы, «TV Губернии» рассказал художественный руководитель Театра юного зрителя Евгений Кочетков.
Стремиться к приращению новых смыслов
– Евгений, в конце января вас представили воронежцам в качестве нового худрука ТЮЗа. До этого вы как режиссёр 9 лет работали в московском театре «Школа современной пьесы», ставили спектакли в Омске, Брянске, Нижневартовске, Воронеже. За прошедшие полгода успели привыкнуть к нашему городу?
– Моё знакомство с Воронежским ТЮЗом началось немного раньше. Осенью 2021 года я ставил здесь спектакль «У ковчега в восемь» по пьесе Ульриха Хуба (12+). Репетировал наездами и не успевал обстоятельно познакомиться с Воронежем. Спектакль зрители приняли хорошо. После этого мне предложили возглавить ТЮЗ – к тому моменту я уже успел познакомиться с коллективом. А вот город только начал изучать. Обратил внимание на его почти столичную атмосферу. Долго не мог решить, на какой мегаполис он больше похож — Москву или Санкт-Петербург. Потом понял: на обе столицы сразу.
– Спектакль «У ковчега в восемь» сделан в необычной эстетике. Насколько сложно находить новый театральный язык, разрушать стереотипы восприятия спектаклей, рассчитанных на юношескую аудиторию?
– Это всегда сложный процесс. Собственно, в этом и заключается работа режиссёра: в попытке сделать что-то интересное и необычное и для себя, и для театра, и для города, в котором работаешь. Это принцип театра как вида искусства – стремиться к обновлению и приращению новых смыслов. Полагаю, что юный зритель всегда открыт к новому – это просто качество возраста. Кроме того, в стране сейчас много театров и фестивалей (в том числе и в провинциальных городах) – и это возможность увидеть российский театральный ландшафт. У каждого режиссёра своя эстетика, методы и возможности заинтересовать зрителя.
– Бывает такое, что режиссёр делает один спектакль, другой, а зритель всё ищет ТЮЗ своего детства — ровно такой театр, к которому привык. Как здесь найти «золотую середину»?
– Я не думаю, что подростки, которые к нам приходят, ищут какой-то ТЮЗ своего детства. Это, скорее, касается взрослых – родителей, учителей… Молодёжь же живёт не прошлым, а настоящим: воспринимают то, что театр предлагает им прямо сейчас. И это им либо интересно, либо нет. Более того, театр – это вид искусства, который всегда современен. Вчерашний спектакль сегодня уже никому не интересен. Для хранения культурной памяти и её передачи есть куда более подходящие культурные артефакты – например, кино и мультипликация.
«Нужна современная форма коммуникации с публикой»
– Современные дети живут в мире гаджетов, а также торгово-развлекательных центров, и это формирует определённые привычки, запросы. Чем театр готов конкурировать с подобными развлечениями?
– Тем, что он может не только развлечь, но и донести до ребёнка какую-то мысль. В этом плане самая сложная аудитория — подростки. У них обострены все чувства, и здесь от театра требуется предельная искренность. Мне кажется, что в спектаклях театра «Битвы по средам» (12+) и «У ковчега в восемь» (12+) эту искреннюю интонацию нам удалось найти и выразить. Сейчас пробуем понять, как может привлечь подростков русская классика.
– И какой здесь может быть рецепт?
– Рецептов нет. Однако есть понимание, что классический текст должен быть главным звеном спектакля, что нужно искать современную форму коммуникации с публикой. Для этого мы обратились к технологии сторителлинга (искусство рассказывания историй – прим. ред.), которая позволяет актёрам быть в диалоге со зрителем и удерживать его внимание на протяжении часа в условиях камерного пространства без декораций и визуального шума.
– Новые постановки помогли увеличить количество билетов, проданных по Пушкинской карте?
– За вниманием держателей Пушкинской карты сейчас охотятся не только театры, но и кинотеатры, музеи и прочие культурные институции. Пока процесс не такой стремительный, как нам хотелось бы. Надеемся, что наши новые спектакли, ориентированные, в том числе, и на возраст пользователей Пушкинской карты, нам в этом помогут. До конца года у нас четыре премьеры! Откроет новый сезон театрально-образовательный проект Вне#классно (12+), в рамках которого 1 сентября у нас выйдут сразу две премьеры – «Выстрел» по Пушкину и «Нос» по Гоголю. Будем играть на двух сценах, в один день и в одно время. Оба спектакля как раз сделаны с использованием технологии сторителлинга. Она позволяет артистам в процессе действия свободно менять игровую позицию: от рассказчика, персонажа, героя до комментатора и т.д. Сверхзадача непростая — вовлечь детей в чтение произведений.
– С какими ещё спектаклями познакомится воронежский зритель?
– В октябре будет премьера спектакля «Маруся» по пьесе Натальи Шор (12+). Историю современной девочки на нашей сцене ставит Максим Иванов, выпускник ГИТИСа (мастерская Александра Галибина). Ещё будем делать новогоднюю музыкальную сказку «Часовщик» – автор музыки и либретто Игорь Зубков. Это светлая история, сделанная по классическим лекалам, где есть добрые и злые волшебники, и добро побеждает зло – всё, как мы любим.
ДОСЬЕ «TV ГУБЕРНИИ»
Евгений Кочетков окончил ВТУ им. Щепкина, курс В. Бейлиса, В. Иванова по специальности «актёр театра и кино» (2005 г.) и режиссёрский факультет РАТИ-ГИТИС, мастерская И. Райхельгауза (2016 г.)
9 лет работал режиссёром-постановщиком московского театра «Школа современной пьесы», одновременно являлся куратором проекта «Класс молодой режиссуры» драматургического конкурса «Действующие лица» (Москва). Кроме того, как режиссёр-постановщик работал в Брянске, Нижневартовске, Москве, Омске и Воронеже.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.