Воронеж ясно +3°
USD
91.98
EUR
100.24
Предложить новость
Прямой эфир

Татьяна Зражевская: «Всеобщая декларация прав человека имеет универсальную ценность»

12:35 10.12.2018
17 мин
0
3242
Воронежский омбудсмен - о влиянии этого уникального международного документа на правовую систему современной России

Сегодня, 10 декабря, исполнилось ровно 70 лет с того дня, как Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла «Всеобщую декларацию прав человека». Именно этот юбилей стал главной, хотя и не единственной, темой разговора корреспондента «TV Губернии» с Уполномоченным по правам человека в Воронежской области Татьяной Зражевской.

— Татьяна Дмитриевна, вот уже семь десятилетий в международную юридическую практику входит такое понятие, как «права человека». В чём Вы видите историческое значение документа, ставшего их первоисточником? И насколько он значим сегодня, в кардинально изменившихся международных условиях?

— Начну с главного: до «Всеобщей декларации» у человечества не было единого акта, объединяющего весь стандарт прав человека. И именно в таком объединении состоит основная ценность этого документа. Ведь в его подготовке участвовали государственные, политические и общественные деятели самых разных стран мира. Зачастую они были приверженцами диаметрально противоположных идеологических, религиозных, культурных ценностей. И, тем не менее, смогли выработать единый документ. Кстати, создание его стало возможным именно благодаря возникновению ООН. Конечно, сформировать организацию — это одно, а разработать документ, отражающий идеологию единства прав человека во всём мире — совсем другое, куда более сложное дело. Но именно создание такого правового стандарта до сих пор даёт возможность оценивать: насколько конституция того или иного государства соответствует статьям Декларации.

Возьмём наше прошлое. В первые десятилетия после принятия Декларации её положения почти не отражались в конституциях СССР и отдельных союзных республик. В 1977 — 1978 гг. были приняты «брежневские» конституции СССР и РСФСР, которые содержали уже больше статей, отвечавших духу и букве Декларации. А вот при подготовке Конституции России 1993 года, которая действует и сейчас, практически все нормы Декларации были учтены и закреплены.

Точно также и для конституций других государств планеты Всеобщая декларация выполняет роль «стандарта» прав человека. Следовательно, она имеет универсальную ценность!

— В СССР основной пропагандистский упор всегда делался на то, что первоочередной необходимостью для людей является гарантированное соблюдение их социально-экономических прав — на труд, соцобеспечение в старости, бесплатное образование и здравоохранение. В свою очередь, в странах Запада отдавался приоритет гражданским, политическим правам и свободам. Из-за этого между двумя лагерями постоянно шли идеологические споры. А как обстоит дело в современной России? Что важнее для «государственных» правозащитных структур: социально-экономические права или же политические с гражданскими?

— Они абсолютно равны. У людей постоянно меняются жизненные приоритеты, условия и обстоятельства, поэтому в разное время для них более актуальными бывают различные группы прав и свобод. Но если брать большую протяженность во времени, то в целом статистика показывает: россиянам важны все права в равной степени. Другое дело, что если у человека нет самого насущного (крыши над головой, работы или нормального питания), то его в данный момент куда меньше заботят, скажем, нарушенные избирательные права. И в силу известных причин, сейчас социально-экономические права для наших сограждан, конечно, более актуальны…

Отмечу ещё один важный момент. До 1993 года в России не было конституции «прямого действия». Её советские предшественницы не обладали юридическим верховенством; не было тогда такого института, как Конституционный суд, который «вычищает» все законы с целью их строгого соответствия конституции. То есть, до 1993 года права на шествия, демонстрации, публичные мероприятия хотя и провозглашались, но не было верховенства этой нормы. Поэтому детальная реализация этих конституционных прав регламентировалась подзаконными актами — например, указами президента. И только в результате принятия нынешней Конституции РФ у нас был создан механизм обеспечения прав человека.

До 1993 года российское государство никогда не имело обязанности защищать права человека. А вот сейчас 2-я статья Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». То есть и законодательная, и исполнительная и судебная власти обязаны защищать эти права как высшую ценность. И все российские законы должны соответствовать данному критерию. Кроме того, есть статья 55, где сказано: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Конечно, наличие этого правового механизма не означает автоматического стопроцентного исполнения всех норм конституции. Но главное — есть гарантированный порядок , позволяющий людям отстаивать свои права.

— Всеобщая декларация прав человека — общемировой документ, следовательно, её положения актуальны для всех стран. Но, разумеется, межгосударственные конфликты крайне осложняют возможности международного сотрудничества в сфере соблюдения этих прав. Не прекратилось ли сейчас сотрудничество России и, в частности, Воронежской области с международными правозащитными организациями?

— Ни в коем случае! Наоборот, возросла роль института региональных Уполномоченных по правам человека, как связующего звена между российскими государственными органами и зарубежными правозащитными структурами.

Участвует в этой работе и ВГУ, где я работаю в должности профессора кафедры конституционного и муниципального права. С 2015 года наш вуз входит в Консорциум университетов России, который сотрудничает с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека и с Европейским межуниверситетским центром по правам человека и демократизации («Венецианский Консорциум»), который объединяет более 40 вузов Европы. Это интернациональное взаимодействие идёт в рамках совместной магистерской программы «Международная защита прав человека». Мероприятия в рамках этого проекта проходили и в Воронеже.

Также минувшей весной я принимала участие в ежегодном XVI Международном конгрессе «Блищенковские чтения» — он проходил в Российском университете дружбы народов. Основные темы обсуждения были связаны как раз с юбилеями наступившего декабря: 70-летием принятия Всеобщей декларации прав человека и 25-летием Конституции РФ. Мой доклад был заслушан в рамках секции «Образование в области прав человека». Я рассказала коллегам об опыте реализации двух магистерских программ на базе ВГУ. Это уже упомянутая «Международная защита прав человека», а также «Защита прав и свобод человека», которая действует на нашем юрфаке уже более 10 лет.

Словом, если говорить о международном правозащитном сотрудничестве, то Воронеж удачно вписался в этот процесс. Да и вообще, регион у нас гостеприимный, зарубежных партнёров мы встречаем хлебом-солью, общаемся за круглым столом. И всегда стараемся наладить конструктивные отношения, которые бы приносили практическую пользу или всему нашему региону или отдельным воронежским учреждениям.

— А как налажено ваше взаимодействие с местными правозащитниками? Я имею в виду представителей общественных организаций или, как ещё принято говорить, гражданских активистов.

— У нас с ними всегда находится почва для взаимодействия. Ведь любой вопрос, если он действительно имеет общественную значимость, должен обсуждаться с разных точек зрения. И в этих спорах будет рождаться истина. Скажем, после мартовского голосования за президента России мы обсуждали с гражданскими активистами и представителями различных НКО уроки этой избирательной кампании. И пришли к однозначному общему выводу: независимые общественные наблюдатели внесли весомый вклад в обеспечении законности и прозрачности выборов!

Есть у нас и опыт сотрудничества с местной историко-просветительской организацией «Мемориал». Её председатель — известный правозащитник Вячеслав Битюцкий — входит, кстати, в Общественный совет при Уполномоченном по правам человека Воронежской области. Вместе с ним мы проводим различные инспекции — например, в этом году побывали в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области (это в селе Старая Ведуга Семилукского района): проверяли условия содержания иностранных граждан, провели приемы граждан, оказали им нужную консультационную помощь.

Кстати, когда в Воронеж приезжали представители Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, они очень высоко оценили действующую в нашем регионе «Стратегию в сфере развития и защиты прав человека на 2016 — 2025 годы». И именно на базе этой нашей стратегии предложили разработать механизм взаимодействия Совета с регионами.

Добавлю, что в Воронеже уже давно действует «Дом прав человека» (ДПЧ). Это правозащитное объединение было создано 15 лет назад, одним из его организаторов был Андрей Юров, который до недавнего времени как раз входил в состав Президентского совета по правам человека. Как только возник государственный правозащитный институт, представленный уполномоченными, мы сразу установили с ДПЧ прямой деловой контакт. И с тех пор постоянно проводим совместные мероприятия.

Например, весной ДПЧ организовал в Воронеже уже пятый по счёту Международный фестиваль прав человека и гражданских инициатив «Город Прав». В чем смысл этого проекта? Дело в том, что подавляющее большинство наших сограждан не имеют знаний по правам человека. Они не знают, куда обращаться, если нужна юридическая помощь; где и в какие сроки можно обжаловать решения различных инстанций, в том числе судебных; не следят за изменениями в законодательстве. А что самое печальное — наши граждане часто попадают в лапы мошенников от юриспруденции. У нас возникла определенная прослойка юристов, которые явно заканчивали не юрфак: они открывают «юридические конторы» и берут с доверчивых граждан немалые деньги за свои услуги (десятки тысяч рублей!) просто за то, что из интернета скачивают копии законов и выдают эти «предоставленные документы» за «оказанные консультационные услуги». Увы, далеко не всегда людям удаётся вернуть свои деньги, ведь формально они действительно получили информацию, согласно подписанному договору…

В общем, такие мероприятия, как «Город Прав», очень нужны для того, чтобы помочь людям свободно и бесплатно получить именно те профессиональные консультации, которые им в данный момент необходимы. А консультации им дают как юристы-общественники, так и наши специалисты из аппарата Уполномоченного по правам человека.

Сами видите: никаких проблем в сфере нашего взаимодействия с гражданским обществом не существует. Ведь это сотрудничество полезно для обеих сторон. А самое главное — оно полезно для всех воронежцев, которые нуждаются в правовой помощи. Потому что, повторю ещё раз, причина очень многих человеческих проблем — крайне низкая правовая грамотность.

— Но если люди станут лучше знать свои права — значит, труднее будет их контролировать и ими руководить? Ведь не секрет, что порой именно так рассуждают чиновники…

— Такая точка зрения — глубоко неверна. Наоборот, управленцам современной формации проще и легче общаться с гражданами, которым знакомы государственно-правовые понятия. А вот если чиновник сам безграмотен в юридических вопросах, то ему, конечно, легче отбиваться от таких же «тёмных» посетителей-жалобщиков. Но таких чиновников старого типа надо переучивать. Или избавляться от них.

Вадим ЧУГУНОВ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,57706999778748