20:15  "Футбол губернии"
 20:45  "Область спорта"
 21:00  "Вечер вместе"
 21:30  «Губернские новости»
 21:45  "Магистраль"
 22:00  "Народные деньги"
 22:15  "Футбол губернии"
 22:45  "В тумане"
 01:00  "Фобия"
 01:30  "Футбол губернии"
20:15  "Футбол губернии"
20:45  "Область спорта"
21:00  "Вечер вместе"
21:30  «Губернские новости»
21:45  "Магистраль"
22:00  "Народные деньги"
22:15  "Футбол губернии"
22:45  "В тумане"
01:00  "Фобия"
01:30  "Футбол губернии"
В Воронежской области началась «пятилетка индустриализации»

Коммуна
Наше радио
КОРОНАВИРУС
Официально
Спецпроекты
Реклама на «TV Губерния»

В Воронежской области началась «пятилетка индустриализации»

Руководитель регионального департамента промышленности и транспорта Александр Десятириков объяснил, почему эволюционный путь модернизации – лучше «перестроек» и «революций»
1361
В Воронежской области началась «пятилетка индустриализации»
Фото Владимира Лаврова

Месяц с лишним назад в интервью газете «Коммуна» губернатор Александр Гусев заявил о том, что к 2025 году Воронежская область должна войти в первую двадцатку наиболее промышленно развитых российских субъектов. Выполнить столь амбициозную стратегическую задачу призван стартовавший в прошлом году проект «Новая индустриализация региона». В чём суть и смысл нынешней областной «пятилетки индустриализации», какие воронежские предприятия должны стать её «локомотивами»? Об этом «Коммуне» и интернет-каналу «ТV Губерния» рассказал руководитель департамента промышленности и транспорта Воронежской области Александр Десятириков.

О «РУКОВОДЯЩЕЙ И НАПРАВЛЯЮЩЕЙ СИЛЕ»

- Александр Николаевич, какова роль вашего департамента в проекте «Новая индустриализация региона»?

- Прежде всего подчеркну: работа в рамках «новой индустриализации» нацелена на создание и развитие новых производств на перспективных площадках, построенных с использованием передовых подходов к производству. Нынешнюю работу не надо воспринимать, как что-то кардинально новое! Продолжается эволюционный процесс развития, мы ничего не рушим, а просто помогаем предприятиям, начавшим реализацию новых проектов провести её с минимальными затратами. Что касается «новой индустриализации» - под ней, наверное, следует понимать создание новых площадок для реализации инвестпроектов. Это один из секторов работы в рамках общего развития промышленности.

Важно понять и то, что наш департамент - не «руководитель» промышленности. Он, скорее, её слуга. Наша задача - не в том, чтобы заставить кого-то построить завод, а в том, чтобы обеспечить благоприятные условия для тех, кто готов создать или модернизировать предприятие с продуманной маркетинговой стратегией. Чтобы промышленникам было комфортно заниматься бизнесом именно в Воронежской области. Ведь промышленное производство - это бизнес-процесс. Даже когда мы говорим о госкорпорациях - это всё равно акционерные общества, чья конечная цель - повышение благосостояния акционеров.

- А, кстати, сколько промышленных предприятий в области строится сейчас?

- Сегодня лучше говорить не о проектах, реализуемых «с нуля» (они все сосредоточены в индустриальных парках), а о предприятиях, проводящих глубокую модернизацию, улучшающих качество продукции - словом, о готовых идти вперёд. Хороший пример здесь - АО «Борисоглебский трикотаж». Предприятие долго пыталось конкурировать с эконом-сегментом чулочно-носочного производства, но соперничать на равных с китайским импортом в этом сегменте оказалось нелегко. Поэтому был выбран иной путь. Получив заём от Фонда развития промышленности (ФРП), компания закупила новое итальянское оборудование и освоила выпуск современных носочных изделий по цене, слегка превышающей эконом-сегмент. А спустя пару месяцев нашёлся крупнооптовый и долгосрочный покупатель этой продукции — известный европейский ритейлер спорттоваров. И это однозначно не последний их контракт! В таком же направлении движется компания «Ангстрем», открывшая современнейшее производство - фабрику фасадов. И подобные качественные шаги вперёд, повторюсь, стали возможны благодаря приобретению нового, современного, высокотехнологичного оборудования и технологий производства.

- Будет ли региональный ФРП как-то перестраивать свою работу в условиях индустриализации?

- Перестраивать ему ничего не надо, он ведь только настроился на работу! Эта структура - достаточно новая и действует вполне успешно. Основная цель ФРП (в том числе его воронежского регионального подразделения) - модернизация и технологическое перевооружение производителей. Мы активно финансируем тех из них, кто готов к этой работе. И им сегодня, чтобы купить новое оборудование и начать его эксплуатацию, не нужно идти в банк за кредитом под высокий процент, ведь есть льготное финансирование: займы на срок до 7 лет, а ставка - максимум 3%! Займы выдаются под гарантии коммерческих банков, а 90% премии за предоставление этих гарантий банкам компенсирует департамент промышленности и транспорта. В 2019 - 2020 годах для техперевооружения воронежской промышленности ФРП, совместно с региональным фондом, выдал займов на сумму более 2,6 млрд. рублей.

ЛОКОМОТИВЫ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

- Говоря об успехах воронежской промышленности, нельзя не вспомнить её традиционных флагманов - авиазавод, механический завод и КБХА. Чем живут они сегодня, каковы их планы на завтра?

- За те три года, что я возглавляю департамент, на ВАСО реализовано много проектов. Во-первых, полностью реконструирована и введена в эксплуатацию взлётно-посадочная полоса, и это надёжная гарантия того, что авиазавод продолжит строить самолёты. В прошлом году ВПП была успешно обкатана самолётами Ил-76, которые использовались для тушения пожаров в нашем регионе, так что теперь она готова к приёму тяжёлых и очень тяжёлых бортов.

Во-вторых, производство лёгкого военно-транспортного самолета Ил-112В, которое находится сейчас в стадии доводки и сертификации. Этому проекту мы придаём очень большое значение, ведь машина сегодня очень востребована в Вооружённых Силах. А позже будет проведена сертификация самолёта и для использования гражданскими потребителями - как в России, так и за рубежом. И, естественно, в планах - выпуск самолётов Ил-96-400, поскольку ВАСО - единственное предприятие в стране и одно из трёх в мире, где возможна эта работа. Востребованность машин очень велика, заказ сформирован, сейчас ведётся сборка нескольких машин, и это только начало.

Также идут масштабная техническая реконструкция самого предприятия и его организационная модернизация (в том числе в рамках государственной федеральной целевой программы); новое руководство уделяет большое внимание обновлению и омоложению кадров.

КБХА и Воронежский мехзавод, как известно, объединились в рамках стратегии развития госкорпорации «Роскосмос». Новая научно-производственная структура, которая входит в кластер производителей нефтегазового оборудования, именуется «Воронежским центром ракетного двигателестроения» (ВЦРД). Следующим этапом изменений на этой единой площадке станет диверсификация производства - увеличение выпуска гражданской продукции. Именно на это направлен проект модернизации стоимостью около 750 млн. рублей, реализованный с помощью федерального Фонда развития промышленности. Доля гражданской продукции в общем объёме производства в итоге должна достичь 50%. Эта половина будет предназначена нефтегазовой отрасли (и в рамках импортозамещения, и в виде совершенно новой продукции), а вторая половина – традиционно ракетно-космическая отрасль.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕГИОНА: ОСОБЕННОСТИ И ДОСТОИНСТВА

- Насколько благоприятен сегодня инвестклимат в нашей области? Каковы наши козыри в борьбе за привлечение инвесторов?

- Общемировая практика говорит о том, что для начала реализации своих проектов инвестор должен видеть полностью обустроенную площадку: дороги, электричество, газ, канализацию! Это и есть благоприятный инвестиционный климат. И наоборот: очень плохо действуют на инвесторов обещания - мол, всё будет готово к тому моменту, когда вы начнёте запускать своё производство. Ещё одно необходимое условие - «единое окно». Инвестору некогда разбираться в тонкостях взаимодействия между нашими управленческими структурами - федеральными, региональными и муниципальными. Он должен иметь одну «точку входа», с которой и будет в дальнейшем иметь дело. Иначе неизбежны потери драгоценного времени, которое, как известно - деньги.

Конечно, в борьбе за инвесторов Воронежской области приходится конкурировать с соседними регионами. Но у нас есть неоспоримые преимущества. Первое из них - кадровый потенциал: столица Черноземья - город вузовского студенчества. И российским инвесторам, и иностранным нужны такие работники, молодые и энергичные. И в Воронеже в этом аспекте, ситуация - одна из лучших в России. Не забудем и про близость автодороги М-4. Также у нас, по сравнению с Москвой, Подмосковьем и Санкт-Петербургом, средний уровень оплаты труда немного ниже, что важно при организации дискретных производств с большой численностью персонала. Кроме того, на наших инвестплощадках регулярно обновляются наборы мер господдержки и различных преференций - с учётом наиболее успешных практик регионов страны и актуальных потребностей инвесторов.

- В 2019 году в регионе была создана особая экономическая зона «Центр». На какой стадии развития она находится сейчас?

- Инвестиционных планов там - более чем достаточно. Но вот в фазу строительства перешло не очень много проектов. Решается вопрос инфраструктурной обеспеченности этой площадки. Предстоит проделать большой объём строительных работ.

Вообще, надо отметить, что в регионе достаточно высока изношенность объектов энергетической инфраструктуры. Нуждается в модернизации и газовая инфраструктура (в частности, ГРС «Россошь»), этот процесс уже начался, и мы надеемся, что появятся дополнительные объёмы газа и для промышленных, и для частных потребителей.

- А в чём принципиальное отличие особой экономической зоны (ОЭЗ) от других инвестплощадок - частных и государственных индустриальных парков (ИП), территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)?

- В наборах мер господдержки. Главная особенность ОЭЗ - особый таможенный режим для инвесторов. Это выгодно для тех, кто ведёт экспортные поставки или использует в производстве много импортных комплектующих или сырья. Кстати, именно благодаря различию «пакетов» господдержки эти площадки не конкурируют между собой в борьбе за инвесторов. Каждый потенциальный резидент выбирает набор мер, наиболее подходящий именно ему. Например, с льготным налоговым режимом, который присущ ТОСЭР.

- Какие выгоды получают муниципальные образования от размещения на их территории таких инвестплощадок?

- Все районы активно борются за создание у них ИП. Ведь это - и новые рабочие места, и дополнительные налоговые поступления в районный бюджет. Не надо забывать, что сезонный фактор в обрабатывающих отраслях промышленности выражен менее ярко, нежели в сельском хозяйстве. Круглогодичная занятость, безусловно, привлекательна для экономик районов области.

САНКЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

- Насколько велико влияние антироссийских санкций на взаимодействие региона с западными инвесторами?

- Судите сами. Фармацевтический завод немецкой компании Bionorica SE, построенный в индустриальном парке «Масловский», сейчас практически накануне ввода в эксплуатацию. Что касается чешских инвесторов (АО «Агрострой Пелхржимов». - Авт.), то реализация их проекта по строительству завода сельхозтехники в индустриальном парке «Бобровский» пока идет не очень активно.

Конечно, говорить о том, что санкционный режим полезен нашей промышленности - неуместно. Из-за санкций возникли большие проблемы с приобретением оборудования, ведь весь его охватить весь необходимый спектр в России весьма проблематично. Впрочем, это неизбежно в условиях международной технологической кооперации: в мире нет ни одной страны, которая может собрать, например, компьютер только из собственных комплектующих. Порой санкции бьют по целым отраслям. Так, в 2018 году наши партнёры из США решили прекратить поставки в Россию углеродного волокна использующегося в производстве деталей современных самолётов. Тем самым был нанесён серьёзный ущерб всему нашему авиапрому. Поэтому пришлось налаживать собственное производство волокна для композитных деталей авиации.

Тем не менее, могу назвать крупный воронежский инвестпроект со стопроцентным участием иностранного капитала, который стартовал у нас в регионе в прошлом году, несмотря на санкции и пандемию: компания КУНН строит в Рамонском районе современное предприятие по производству сельхозтехники.

О ПРОБЛЕМАХ НАДУМАННЫХ И РЕАЛЬНЫХ

- Насколько остра сейчас в регионе проблема банкротства и ликвидации промышленных предприятий?

- Этот процесс - естественный и неизбежный: параллельно с отмиранием старого рождается что-то новое. Но, увы, если одно предприятие банкротится, а другое - открывается, то СМИ обращают на первое событие куда больше внимания, чем на второе. Негативная повестка привлекает гораздо большее внимание аудитории.

Вообще, если сжато охарактеризовать обывательское отношение к промышленности, то оно выглядит так. Промышленное производство дурно пахнет, слишком шумит, вредит экологии и вообще создаёт массу неудобств людям, проживающим поблизости. С этим трудно спорить. Но если остановить это производство и напрочь отказаться от изделий промышлености, то с чем мы останемся в итоге? Образно говоря, отправимся домой голыми и «на своих двоих».

Разумеется, у нашей промышленности есть и реальные проблемы. Предприятия сегодня испытывают определенный кадровый голод. Решить этот вопрос можно, повысив престиж рабочих специальностей. Для этого, например, ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства «Золотые руки» - с денежными премиями для победителей. Взаимодействуем и с работодателями, чтобы те помнили о необходимости держать уровень оплаты труда на достойном уровне. И они, как правило, идут нам навстречу.

Кстати, в прошлом году региональный ФРП отказал в предоставлении займа одной из компаний из-за низкого уровня официальной средней зарплаты - всего 13 тысяч рублей, в то время, как среднеотраслевой уровень оплаты труда по Воронежу и области составляет сейчас, соответственно, 36,5 и 32,4 тыс. рублей.

Ещё одна проблема, точнее, наша исторически сложившаяся особенность, связана с низкой мобильностью кадров. Например, в США 90% инженерного персонала - люди, приехавшие из других регионов; среди квалифицированных рабочих этот показатель - 50%. У нас, увы, соответствующие доли приезжих намного меньше. И для промышленности этот фактор неблагоприятен. Особенно, если требуется найти, например, инженера узкой специализации. Справиться с проблемой работодатели могут лишь одним способом: предложить такую зарплату, чтобы этот узкий специалист готов был приехать к ним из любого другого региона страны!

НАМ ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ! 

- Так каков Ваш прогноз: сумеем мы войти в ТОП-20 индустриальных регионов-лидеров?

- Это нам вполне по силам. Да, санкциям мы не рады, ибо они ограничивают промышленный рост и мешают внедрять новейшие технологии в производство продукции. Да, по итогам прошлого года мы видим снижение объёма экспорта (в рамках реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт»). Да, налицо негативное влияние пандемии коронавируса: так, из-за ограничительных мер возникали трудности с приглашением высококлассных специалистов для пусконаладочных и регламентных работ. Тем не менее, промышленный комплекс Воронежской области выстоял, не распался. И сегодня можно констатировать: индекс промышленного производства региона по итогам 2020 года вновь превысит средний общероссийский показатель.

Конечно, очень хорошо нашим промышленникам помог госзаказ и гособоронзаказ: задержек с оплатой поставляемой продукции - не было! Что касается потребительского сектора, то налицо падение объемов производства, но руководители предприятий стараются минимизировать потери: повышают эффективность работы, снижают непроизводственные затраты. Словом, все ужимаются, и это позволяет держаться на плаву в трудное время. Большую поддержку оказывает госкорпорация «Росатом». Созданный региональный центр компетенций помогает внедрять на предприятиях современные методы организации производства для повышения эффективности труда.

- И кто же держится «на плаву» особенно хорошо? Продукция каких воронежских предприятий пользуется спросом в России и за рубежом?

- Скажу без ложной скромности: нам есть чем гордиться. Кроме уже упоминавшихся предприятий, могу назвать «Космос-Нефть-Газ», «Гидрогаз», «Воронежсельмаш» (вообще, сельхозмашиностроение - хорошо развитый промышленный сектор нашей области), Воронежский вагоноремонтный завод имени Тельмана – филиал АО «Вагонреммаш». Конечно же, это и производители электронного комплекса, ориентированные на обслуживание нужд «оборонки» - «ВЗПП Микрон», ЦКТБ «Электроника», «Электросигнал» и другие.

В общем, в регионе идёт устойчивое промышленное развитие - последовательное, не революционное. Революции в промышленности, как правило, связаны с большими открытиями в фундаментальной и прикладной науках. Поэтому мы за эволюционные пути развития при отсутствии прорывных научных открытий. И та эволюция, которая происходит сейчас в воронежской промышленности - весьма впечатляет.


Вадим ЧУГУНОВ
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели! У вас есть интересное сообщение для редакции? Хотите поделиться новостью? Задать нам вопрос? Пишите нам по электронной почте: news@tv-gubernia.ru, присылайте сообщения в WhatsApp, Viber или Telegram на номер 8 (952) 543-17-02.

И не забудьте подписаться на нас в соцсетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram. Также наше сообщество есть в Telegram.

load time: 1618333686.6887