12:30  "Легенды спорта"
 13:00  "Королева игры"
 14:00  "Губернские новости"
 14:30  «День вместе»
 15:00  "Фарца"
 16:00  "Губернские новости"
 16:30  "Королева игры"
 17:30  "Открытая наука"
 18:00  "Специальный репортаж"
 18:15  "Мастера"
12:30  "Легенды спорта"
13:00  "Королева игры"
14:00  "Губернские новости"
14:30  «День вместе»
15:00  "Фарца"
16:00  "Губернские новости"
16:30  "Королева игры"
17:30  "Открытая наука"
18:00  "Специальный репортаж"
18:15  "Мастера"
«Платоновфест существует не в элитной коробочке»: гости из 7 стран обсудили театральную ситуацию в Воронеже и мире

Коммуна
Наше радио
КОРОНАВИРУС
Официально
Спецпроекты
Реклама на «TV Губерния»

«Платоновфест существует не в элитной коробочке»: гости из 7 стран обсудили театральную ситуацию в Воронеже и мире

911
«Платоновфест существует не в элитной коробочке»: гости из 7 стран обсудили театральную ситуацию в Воронеже и мире
Автор фото: Алексей Бычков

Дирекция международного форума искусств привлекла к разговору приглашённых в Воронеж экспертов, руководителей фестивалей и критиков, представителей местного театрального сообщества. Круглый стол состоялся в малом зале Камерного театра воскресенье, 6 июня. 

Поводом стал проект «Воронежский кейс», в рамках которого на Платоновфесте второй год подряд показывают наиболее интересные воронежские постановки. Идея родилась в 2020 году, когда из-за пандемии коронавируса фестиваль лишился возможности привозить в Воронеж спектакли из-за рубежа. 

«Вы с фестиваля? Вот вам печенька!» 

Несмотря на то, что пандемия коронавируса продолжается и преодоление государственных границ остаётся проблемой, в разговоре приняли участие гости не только из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Екатеринбурга, Новосибирска, но и из таких стран, как Армения, Болгария, Беларусь, Румыния, Хорватия, Эстония. Для иных нынешний визит стал знакомством с городом и его культурной жизнью. Но были и те, для кого слова «Платоновфест» и «Воронеж» давно не пустой звук. 

Куратор новосибирского фестиваля «Один, два, три» Юлия Чурилова впервые приехала сюда в 2016 году в рамках творческой резиденции, которую форум проводил совместно с Союзом театральных деятелей. Одно из ярких воспоминаний связано с участием резидентов фестиваля в параде уличных театров.

– Это был первый для меня мультижанровый фестиваль, настолько встроенный и интегрированный в город, – поделилась Юлия впечатлениями пятилетней давности. – Помню, меня поразило: мы ходили по Воронежу, возможно, даже не по центральным улицам, с бейджами, забывая их снять, и, когда заходили в кофейню, сотрудники говорили: «О, вы с фестиваля? Класс! Вот вам печенька!». И я думала: «Какое узнавание, какая интеграция!» Здорово, что фестиваль существует не в элитной коробочке, а действительно меняет аудиторию и пространство. Для меня это является одним из главных фестивальных смыслов. 

Воронежский опыт, конечно, очень пригодился потом в Новосибирске. В 2020 году Юлия приехала посмотреть программу «Воронежского кейса» как официальное лицо. А в 2021-м рассказывала на Платоновфесте об опыте своей работы коллегам.

«За последние пару десятилетий мы растеряли много культурных связей» 

В первой части разговора гости выступили с презентацией своих проектов, в рамках которых, возможно, найдётся место и для постановок, увиденных в эти дни. По крайней мере, после первого «Кейса» два спектакля получили приглашение на фестивали, один из которых – питерская «Радуга». Её исполнительный директор Мария Наймарк в эти дни снова в Воронеже. 

Автор фото: Виталий Черников 

Приехали в город представители форумов, где показывают спектакли драматические (или даже с более чёткими требованиями: ищут, к примеру, постановки для молодёжи), и тех, которые заняты развитием и продвижением танца. Художественным руководителям столичного международного фестиваля Dance Inversion Ирине Черномуровой и фестиваля современного танца «На грани» Ларисе Барыкиной из Екатеринбурга, конечно, интересны были в первую очередь хореографические проекты Камерного и театра оперы и балета. Даже по способам жизни этих двух форумов можно получить представление о разнообразии культурных проектов, которые представляли гости. Dance Inversion – фестиваль столичный, и финансирование у него соответствующее. «На грани» проводится на небольшой губернаторский грант. При этом форум сыграл огромную роль в развитии современной хореографии в стране и входит в тройку отечественных фестивалей современного танца. 

А ведь общение с чиновниками может оказаться и таким, как в описании директора международного форума театрального искусства ТЕАРТ Анжелики Крашевской (Беларусь): «Всё новое представляет для них опасность!». 

Российским, а в особенности московским, коллегам в чём-то, наверное, мог бы позавидовать художественный руководитель болгарского фестиваля свободного театра АСТ и площадки Toplocentrala Веселин Димов. Но и кураторы из России и Беларуси, наверное, обратили внимание на возможности, которые в их странах в последнее время сужаются. В Воронеже гость из Болгарии рассказал о том, что театр его страны долгие годы находился в условиях упадка. После крушения коммунистической системы ничего нового в стране долго не возникало. В 2008 году 8 независимых режиссёров объединились, чтобы создать Ассоциацию свободных театров, а затем возник фестиваль – кстати, «ровесник» Платоновского. К сожалению, спектакли из России на него пока не попадали. Возможно, после Платоновфеста ситуация изменится? 

– Особенно интересен нам был бы не обмен спектаклями, а подлинное сотрудничество, когда специалисты и актёры могли бы поработать вместе. За последние пару десятилетий мы растеряли много культурных связей. Хотя я вырос на русской литературе, а будучи подростком, рос на русском роке, – признался Веселин Димов.

«Платоновский фестиваль – очень живой организм» 

Выступления представителей фестивалей заняли больше времени, чем планировалось, по этой причине вторая часть разговора, посвящённая театральной ситуации в Воронеже, получилась несколько скомканной. И тем не менее некоторое количество мнений гостей и местных театральных деятелей прозвучало. 

– Есть ощущение, что существует Платоновский фестиваль – очень живой организм, существуют Камерный театр, Никитинский – и всё остальное театральное поле Воронежа, которое, есть внутреннее ощущение, не подключается к этой жизни, – поделился впечатлениями куратор фестивалей «Александринский» и «Точка доступа» (Санкт-Петербург) Алексей Платунов. – Когда мы смотрим в рамках «Воронежского кейса» спектакли театра кукол или Кольцовского, есть ощущение, что спектакли создают какие-то мэтры, уважаемые люди. Но ходят ли они на спектакли фестиваля, включают ли новые имена, новые театральные языки, которые появляются, в орбиту своего внимания? Кажется, что есть ситуация автоматического существования: «Мы долгие годы занимаемся театром, мы долгие годы производим продукт, который производили 30 лет назад». Боюсь, существует некая ситуация самоуспокоения, когда публика реагирует очень живо, когда можно позволить себе говорить тем же языком, что и много лет назад, и публика понимает, «ведь мы с ней говорим на одном языке». Мне кажется, это большая ошибка. 

По мнению критика Глеба Ситковского, идея проведения регионального или городского театрального шоу-кейса уникальна и перспективна. Воронежу есть что показать, в отличие от театров значительной части Центрального Черноземья. Несмотря на проблемы, отмеченные Алексеем Платуновым, изменения идут. Примером этого является и спектакль ТЮЗа «Битвы по средам», включённый в программу «Воронежского кейса».  Однако критик предложил строже подходить к отбору: программа должна состоять из спектаклей прежде всего конкурентоспособных, а не обязательно «зрительских».  

– У каждого фестиваля есть своё время, место, свои цели и задачи, – считает художественный руководитель театра оперы и балета Александр Литягин. – Первый созданный мной фестиваль с советским названием «Воронежские звёзды мирового балета» возник для того, чтобы труппу, которую я только что возглавил, включить в нормальную работу. Я предложил посмотреть на то, что происходит даже не в мире, а в России. На то, что делают люди, которые в Воронеже учились и работали в этой же труппе, а теперь они – в лучших федеральных театрах России. Я просил своих друзей приехать в удобное время для того, чтобы их коллеги и те, кто с ними учился, увидели, чего достигли однокашники и одногодки. 

Через несколько лет стало ясно, что пора переходить к следующему этапу. Как формулирует Александр Литягин, «я устал зарабатывать деньги на «Лебедином озере» и «Спящей красавице». Новым шагом вперёд стал фестиваль современной хореографии «RE:форма танца».  Одним из материальных его результатов стали хореографические спектакли «Дева» и «Смерть», показанные на Платоновфесте в рамках «Воронежского кейса». 


Виталий ЧЕРНИКОВ
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели! У вас есть интересное сообщение для редакции? Хотите поделиться новостью? Задать нам вопрос? Пишите нам по электронной почте: news@tv-gubernia.ru, присылайте сообщения в WhatsApp, Viber или Telegram на номер 8 (952) 543-17-02.

И не забудьте подписаться на нас в соцсетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram. Также наше сообщество есть в Telegram.

load time: 1642669225.6925