Воронеж ясно +12°
USD
92.51
EUR
98.91
Предложить новость
Прямой эфир

Доживём до понедельника: финальное голосование за имя воронежского аэропорта начнётся 12 ноября

13:01 07.11.2018
20 мин
0
2027
В итоговый список претендентов смогут попасть лишь три кандидатуры

Всего пять дней осталось до начала последнего, четвёртого этапа общенационального конкурса «Великие имена России». Как известно, цель всего этого проекта — присвоение четырём с лишним десяткам аэропортов страны (включая воронежский) имён наших выдающихся соотечественников, олицетворяющих величие и славу Российской державы.

По замыслу инициаторов и организаторов — Российского исторического общества, Общества русской словесности, Русского географического общества и Российского военно-исторического общества — благодаря конкурсу, имена великих людей, увековеченные в названиях воздушных гаваней, станут важной составляющей туристических брендов отдельных регионов и основой культурных концепций оформления пассажирских терминалов.

«Удивительно, как эта идея раньше не приходила в голову, — недоумевает министр культуры России, он же — председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. — Что может быть правильней, рациональней, логичней и честнее, чем использовать ворота в наши регионы, ворота в страну для пропаганды, популяризации, познавания нашей истории, нашей культуры».

Он же, кстати, в последнее время неоднократно отвечал тем, кто критикует данный конкурс за «неоправданную затратность». По словам министра-председателя, проект «Великие имена России» — общественная инициатива. Он реализуется без государственного участия и не финансируется за счет госбюджета. Наоборот, в качестве добровольных партнёров к нему присоединились крупные бизнес-структуры и общественные организации, представители медиасообщества. Активное содействие оказывают и сами аэропорты, для которых участие в проекте — важная имиджевая составляющая.

В одном из недавних телеинтервью Мединский заявил: «Говоря по секрету, как таковых денег на переименование не требуется: сейчас все в электронном виде… К тому же это не переименование, а, на начальном этапе, доименование: у аэропорта фактически будет два названия — старое географическое и новое имя собственное». При этом он уверен: «великих имён в России хватит еще не на одну сотню аэропортов».

***

Пока что, напомним, проходит третий этап, стартовавший 31 октября. Смысл нынешнего конкурсного отрезка — в том, чтобы с максимальной обоснованностью превратить лонг-листы имён-претендентов в шорт-листы наиболее предпочитаемых кандидатур, из которых и будет произведён окончательный выбор.

Как уже неоднократно сообщал интернет-канал «TV Губерния», в ходе первого этапа конкурса (с 11 по 21 октября) общественные палаты регионов сформировали первоначальные списки имён-претендентов для названий российских аэропортов, участвующих в данном проекте. В воронежский перечень вошли кандидатуры царя-реформатора Петра Великого; учёного и космонавта Константина Феоктистова; поэта, писателя и переводчика Ивана Бунина; писателя Андрея Платонова; живописца Ивана Крамского; поэта Алексея Кольцова; поэта, писателя и переводчика Самуила Маршака; конструктора Сергея Мосина; геолога и почвоведа Василия Докучаева; музыканта и основателя народного хора Митрофана Пятницкого.

Во втором этапе конкурса (22 — 30 октября) приняли участие почти 90 тысяч россиян. Голосуя на сайте великиеимена.рф, они либо поддерживали кого-то из кандидатов, выдвинутых общественностью заинтересованных регионов, либо предлагали собственные варианты имён знаменитых деятелей прошлого и наших современников. В результате 11 новых имён, которые смогли набрать по 500 и более народных голосов», были включены в итоговые лонг-листы.

«Много известных людей высказывалось в поддержку проекта; кто-то его критиковал, где-то мы увидели импровизированные акции в поддержку кандидатов, — заявил по этому поводу глава Общественной палаты РФ Валерий Фадеев. — Это нормальный, живой процесс, который мы, как организаторы, безусловно, приветствуем. Рост активности пользователей находился в прямой корреляции с этими новостями: предложения с новыми именами поступали на сайт до последнего момента».

Перемены произошли и в составе воздушных гаваней. Две из них выбыли из проекта, зато 4 — добавились. Так что сейчас в конкурсе участвуют 47 аэропортов (вот их полный список).

Что же касается имён-претендентов, то по итогам второго этапа в лонг-листах оказалась, в общей сложности, 451 кандидатура (среди них — не только индивидуальные; так, региональный аэропорт «Псковавиа» предложено назвать в честь 6-й роты воздушных десантников, которая весной 2000 г. почти вся геройски полегла в бою с превосходящими силами чеченских боевиков).

Весьма востребованными персонами стали химик Дмитрий Менделеев, полководец Георгий Жуков, авиаконструктор Андрей Туполев, композитор Пётр Чайковский и поэт Александр Пушкин. Не забыт и воспетый пушкинским гением царь-реформатор Пётр Великий: в честь него предложили назвать аэропорты не только Воронежа, но и Астрахани, Екатеринбурга, а также, само собой, Санкт-Петербурга.

Вот ещё интересная статистика: судя по итогам первых двух этапов конкурса, большинство предложенных кандидатов — музыканты (21%), на втором месте идут люди, чья жизнь была связана с авиацией и космосом (20%), на третьем месте — государственные деятели и правоведы (18%), далее – литераторы и публицисты (12%), представители армии и флота (9%).

Кстати, воронежский список пока что ни персонально, ни численно не изменился. При этом коллектив самого аэропорта в Чертовицком давно уже обнародовал своё «именное предпочтение», поддержав кандидатуру царя Петра Великого. А вот Воронежское региональное отделение Российского военно-исторического общества высказалось в пользу Константина Феоктистова.

И вот что ещё очень интересно: во многих иногородних лонг-листах фигурируют кандидаты, прямо или косвенно связанные с историей воронежского края.

***

Возьмём, например, список международного аэропорта Анапы «Витязево»: среди кандидатов — легендарный советский авиатор, дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации, заслуженный мастер спорта СССР Владимир Коккинаки. А ведь в 1930 году он окончил Борисоглебскую авиашколу пилотов! Тогда это была территория Центрально-Черноземной области, и именно в ту пору Воронеж получил гордый титул — столица Черноземья. Сейчас упомянутое учебное заведение находится на воронежской земле и имеет статус Борисоглебской учебной авиабазы Военного учебного научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина». Кстати, выпускником Борисоглебской военной авиашколы был и знаменитый воздушный ас Валерий Чкалов, за чьё имя ведут борьбу аэропорты, расположенные в Нижнем Новгороде и Новосибирске.

***

В списке Белгородского международного аэропорта значится граф Борис Шереметев — сподвижник Петра I, российский полководец и дипломат времён Северной войны. Между тем, боярский род Шереметевых был внесён в родословную книгу Воронежской губернии. Сам Борис Петрович приезжал в Воронеж весной 1700 года, вместе с царём Петром. А сын нашего героя, Пётр Борисович, благодаря удачной женитьбе, в середине XVIII века получил в Воронежской губернии немалое количество земли с крепостными крестьянами — например, слободу Алексеевку на реке Тихая Сосна…

***

Теперь обратим внимание на аэропорт Волгограда. Ему, например, может быть присвоено имя полководца Георгия Жукова или композитора Александры Пахмутовой. Что касается Георгия Константиновича, то он в 1921 году, во время борьбы советской власти с повстанческой армией Антонова, командовал красным кавалерийским эскадроном на территории Тамбовской и Воронежской губерний. В период Великой Отечественной войны Жуков, будучи заместителем Верховного Главнокомандующего, посещал Воронежский фронт в ноябре 1942 и январе 1943 годов — в связи с подготовкой Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторненской наступательных операций. В частности, проверяя готовность наших армий к наступлению, он выезжал на Сторожевской и Щученский плацдармы. Также в ту военную пору он бывал в воронежских райцентрах: Анне, Боброве, Калаче. Кстати, первая жена Жукова, Александра Диевна (до замужества — Зуйкова) — уроженка села Анна.

А вот Александра Николаевна Пахмутова в 1980-е годы была депутатом Верховного Совета РСФСР целых двух созывов от Бобровского избирательного округа Воронежской области. Накануне выборов она встречалась с избирателями в селе Хреновое Бобровского района, не раз приезжала в Бобров и Воронеж. В 1982 и 1986 гг. в Доме культуры Хреновского конного завода были организованы концерты с её участием, а в 1982 г. в Воронежском Доме культуры имени 50-летия Октября состоялся творческий вечер Пахмутовой.

***

Порой «связующие нити» между иногородними аэропортами и воронежским краеведением очень замысловаты. Но от этого они не становятся менее интересными. Судите сами: в число претендентов на имя уже упомянутой воздушной гавани Анапы включён Иван Фёдорович Варавва — кубанский поэт, участник Великой Отечественной войны. Он участвовал в битве за Кавказ, освобождал Варшаву, брал Берлин, оставил стихотворный автограф на стене поверженного Рейхстага. Его хорошим знакомым был прозаик, драматург и публицист Борис Васильев (автор знаменитой повести «А зори здесь тихие…»). Именно Васильев стал соавтором сценария известного советского фильма «Офицеры». И прототипом для героя этой киноленты, красноармейца Ивана Вараввы (роль Василия Ланового), он выбрал деда Ивана Фёдоровича, поскольку внук-литератор часто рассказывал ему о нём.

А теперь — самое главное! Накануне Великой Отечественной юный Борис Васильев жил в Воронеже; сюда приехал на новое место службы его отец, кадровый военный. До 1939 года подросток учился в неполной средней школе-семилетке № 54, где играл в драмкружке и даже выпускал рукописный литературный журнал. Затем его учёба продолжилась в Образцовой средней школе № 5 (теперь это школа №28). Из её стен, окончив лишь 9-й класс, Васильев в июле 1941-го ушёл добровольцем на фронт, в составе истребительного комсомольского полка.

Свои воспоминания о том времени он отразил в автобиографической повести «Летят мои кони». Вот отрывок: «В воскресенье 22 июня 1941 года я с ребятами из нашего класса бежал купаться на реку Воронеж. На углу Комиссаржевской и Энгельса нас застигла гроза; ближе всего оказался навес над подъездом бывшей нашей школы № 54. Мы спрятались под ним и громко вопили от восторга перед ливнем, громом и молниями. А потом открылась дверь, и вышел директор Николай Григорьевич. Лицо его было серым. «Мальчики, — сказал он. — Война, мальчики». А мы заорали «ура!». Из четырех семнадцатилетних парнишек, глупо оравших «ура!» в день начала Великой Отечественной войны, в живых остался я один».

***

А разве можно пройти мимо кандидатуры генерала армии, дважды Героя Советского Союза Ивана Черняховского (международный аэропорт Калининграда «Храброво»)? В июне — июле 1942 года он был командиром 18-го танкового корпуса, участвовавшего в обороне Воронежа, а затем, вплоть до апреля 1944-го, командовал 60-й армией Воронежского фронта. Его армия участвовала в наступательных операциях Брянского и Воронежского фронтов летом и осенью 1942 года. А в ходе Воронежско-Касторненской наступательной операции 25 января 1943 г. части 60-й армии освободили Воронеж! Добавим, что в 1993 году на привокзальной площади Воронежа был установлен памятник Черняховскому, ранее демонтированный в Литве и перевезённый в столицу Черноземья по инициативе Воронежского городского управления культуры. В честь генерала названы теперь и эта воронежская площадь, и одна из городских улиц.

Как видим, возможные имена многих российских аэропортов могут стать для воронежцев совсем не чужими…

***

…Итак, в ходе третьего этапа конкурса «Великие имена России», который продлится до 11 ноября включительно, социологи выявляют предпочтения жителей регионов проекта в отношении наиболее популярных имен для присвоения аэропортам.

Респондентам предлагается из сформированных полных списков кандидатур выбрать три варианта, которые, на их взгляд, наиболее подходят для того, чтобы присвоить аэропорту в регионе их проживания. Тройки имён, упомянутых большинством опрошенных, войдут в шорт-листы для финального голосования.

Нынешние исследования проводятся Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ). Методика предполагает проведение телефонного интервью по случайной выборке стационарных и мобильных номеров из полной базы телефонных номеров, задействованных на территории того или иного региона. В опросе по каждому аэропорту примет участие 800 респондентов. Данные, полученные по результатам опроса в каждом регионе, репрезентативны: это значит, что они дадут объективное представление о мнении всех жителей региона, с учётом определённой статистической погрешности.

Результаты этого социологического исследования будут презентованы 12 ноября. А затем, по 30 ноября включительно, пройдёт общенародное голосование по принципу «один голос — один аэропорт — одно имя».

Голосование будет возможно четырьмя способами:

— через сайт великиеимена.рф;

— через социальные сети «В контакте» или «Одноклассники»;

— путём отправки СМС-сообщения на короткий номер;

— путём заполнения анкет (в печатных изданиях; на дежурных постах «Волонтёров Победы», расположенных на железнодорожных вокзалах и в аэропортах; на борту самолетов).

Оглашение итогов голосования состоится 5 декабря. Так что ровно через четыре недели станет известно имя, которое дополнит официальное наименование воронежского аэропорта.

Вадим ЧУГУНОВ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,23673391342163