11:00  "Мой любимый папа"
 11:45  "Здоровая среда"
 12:45  "Легенды спорта"
 13:15  "Воронежские спасатели"
 13:30  "Открытая наука"
 14:00  "Губернские новости"
 14:15  "Документальное кино"
 14:30  «День вместе»
 15:00  "Мастер-класс"
 15:45  "Воронежские спасатели"
11:00  "Мой любимый папа"
11:45  "Здоровая среда"
12:45  "Легенды спорта"
13:15  "Воронежские спасатели"
13:30  "Открытая наука"
14:00  "Губернские новости"
14:15  "Документальное кино"
14:30  «День вместе»
15:00  "Мастер-класс"
15:45  "Воронежские спасатели"
Воронежский театр кукол показал чеховскую «Каштанку» слепым и слабовидящим зрителям

Коммуна
Наше радио
КОРОНАВИРУС
Спецпроекты
Реклама на «TV Губерния»

Воронежский театр кукол показал чеховскую «Каштанку» слепым и слабовидящим зрителям

3196

Пока одни только занимают свои места в зрительном зале, другие с помощью специального устройства уже слушают подробный рассказ о предстоящем событии. Профессиональный тифлокомментатор - своеобразные «глаза» слабовидящих - Янина Исаичкина знакомит их с историей театра, труппой и репертуаром, а также подробно описывает здание, в котором они находятся: элементы декора и особенности архитектуры. Всё происходит в прямом эфире

Говорит Наталья Городцова, председатель региональной организации Всероссийского общества слепых:
«Есть спектакли, да и незрячим людям нормально воспринимать, но много спектаклей, когда сидишь и вообще не понимаешь, что происходит, и это всегда очень обидно, когда ты вроде бы пришел, хочешь получить какое-то удовольствие, а вместо этого получается одно расстройство, а когда есть тифлокомментарий - ты не выброшен, ты включен в процесс, ты понимаешь, что происходит, какой именно герой, что делает, почему зал смеется, тебе это становится понятно и интересно».

Магия Воронежского театра кукол с первых минут переносит в историю, знакомую всем с детства. На сцене - чеховская «Каштанка». Тонкая и изящная игра актеров, особая атмосфера и прекрасная музыка трогают сердца и больших, и маленьких зрителей.

Говорит Любовь Марчук, заслуженная артистка России, актриса Воронежского государственного театра кукол «Шут» им. Вольховского:
«Очень интересно смотреть, как они меняются: они приходят в зал - шумят, разговаривают, в первом действии пока угомонятся, так затихают, затихают, и во втором действии идет цирк, тренировки и смех у детей меняется, он становится каким-то таким легким, каким-то таким добрым. У нас Валерий Аркадьевич раньше, наш художественный руководитель, говорил: чтобы не было жирного сердца, чтобы трепетное было сердце, чтоб отзывчивое. И вот на этом спектакле с помощью речи, текста, музыки, вот это вот дети чтобы услышали, почувствовали, это очень важно».

Говорит Светлана Дремачева, арт-директор Воронежского государственного театра кукол «Шут» им. Вольховского:
«Если сегодня эксперимент удастся, и дети получат полное впечатление от спектакля, как будто бы тоже увидят глазами своими через слова тифлокомментатора, то мне кажется, это будет большой победой и театра, и общества нашего, которое стремится к тому, чтобы дети не чувствовали себя в чем-то обделенными. Например, онкобольные дети, которые находятся на стационарном лечении. К ним мы приезжаем сами, конечно, спектакль туда привезти невозможно, у нас есть такая программа, «Куклотерапия» называется».

Тифлокомментатор должен описывать всё подробно и ёмко: смену декораций и мизансцен, костюмы, мимику, движения. Особенность аудиодескрипции этого спектакля - в рассказе не только о действиях актеров, но и о манипуляциях с куклами. Плюс в постановке есть немые сцены, их тоже нужно описывать. И всё это - между репликами самих артистов.

Говорит Янина Исаичкина, тифлокомментатор, актриса Театра имени Булгакова (г. Москва):
«Нужно не дезориентировать нашего зрителя, где конкретно эта кукла, и за нее говорит артист, где действует персонаж-кукла, где инициативу перехватывает сам артист, играет за куклу, где они являются единым персонажем. И как все-таки правильно пользоваться терминологией: где тростевые куклы, как правильно говорить, как ими управляют, что можно, что нельзя».

Говорит Александра Филатова:
«Мне очень жалко собаку, она стоит перед таким сложным выбором же: попала к незнакомому человеку и теперь она думает, у кого же лучше, она сравнивает условия столяра и условия того человека, который ее взял. И вот мне интересно - дальше что. Очень интересно будет в конце спектакля потрогать куклу самой Каштанки».

Ну, а в антракте Янина Исаичкина решила провести для своих слушателей экскурсию по театру. Для слабовидящих важны тактильные ощущения, поэтому она предлагает ощупывать предметы, говорит, какой они формы и цвета, сообщает важные подробности.

Тем временем экскурсия движется в музей. Здесь бережно хранятся куклы, вышедшие на заслуженный отдых: герои сошедших со сцены спектаклей.

Оборудование, которое помогает слышать описание спектакля, хранится в Камерном театре. Там же есть свой тифлокомментатор - Елена Гайворонская. Текст аудиодескрипции (в данном случае - спектакля «Дядя Ваня») по видеозаписи постановки пишет человек, прошедший специальное обучение. Он проводит премьеру и потом передает тифлокомментарий для дальнейшего пользования.

Говорит Елена Гайворонская, тифлокомментатор:
«Тифлокомментарий, конечно, подготовлен, но актеры - все живые люди. И бывает, что они могут что-то сделать или не сделать, поэтому я, конечно же, слежу за видеотрансляцией. За тем, что они делают или говорят. И могу что-то сказать, что написано в тифлокомментарии или добавить что-то своё».

Говорит Янина Исаичкина, тифлокомментатор, актриса Театра имени Булгакова (г. Москва):
«Мне бы очень хотелось сделать балет! Казалось бы, зачем незрячим смотреть балет, но тем не менее, это их инициатива, они очень просят танцевальный спектакль. И у меня был опыт, я делала тифлокомментарий к фильму про Арама Хачатуряна, там были сцены как раз танца, которые нужно было описывать. Я поняла, что это возможно и это очень интересно: описывать костюмы и декорации вообще, до хореографического расположения артистов на сцене, рисунков. И, опять-таки, музыка, оркестр — это, в общем, такой хороший вызов на перспективу».

Сейчас в Воронеже 5 постановок, доступных для людей с особенностями зрения: «Гроза» и «Дядя Ваня» в Камерном, в ТЮЗе - «Василий Тёркин» и «Конёк-Горбунок». Плюс «Каштанка» в «Шуте». Спектакли идут раз в месяц, на каждое представление могут попасть 2 десятка слепых и слабовидящих.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

load time: 1611811122.2124