Воронеж ясно +3°
USD
93.25
EUR
99.36
Предложить новость
Прямой эфир

На «Платоновфесте» воронежские театралы смогли увидеть спектакль в виртуальной реальности

19:50 13.06.2019
7 мин
0
5979

Хореограф, художник, режиссёр, физик — всё это Орельен Бори. На Платоновский фестиваль он привёз спектакль-портрет, сделанный специально для Шанталы Шавалингаппы. Ей подвластны и классический индийский танец Кучипуди, и contemporary — долгое время она работала в легендарной труппе Пины Бауш. В постановке «Пепел» Шантала изображает космический танец Шивы — индийского бога, чьё движение символизирует жизнь.

Многогранный талант Шанталы Орельен Бори подверг потрясающей огранке: показал, как пламя превращается в пепел. Как в одном теле сочетаются скорость, время и пространство. Физик по образованию, он соединяет науку и театр. Зрителю остаётся только гадать, что заставляет огромный лист пергамента подчиняться движениям танцовщицы. В 2016 году на «Платоновфест» уже приезжал спектакль-портртет, рожденный Орельеном Бори, но — для балерины из Японии. Теперь он создал соло для Шанталы Шавалингаппы. С ней хореограф знаком уже 10 лет, и на протяжении всего этого времени они работали над постановкой «Пепел», которую в России, кстати, показали впервые.

Говорит Орельерн Бори, хореограф, режиссёр (Франция):
«В своих спекталях я показываю женщин, которые действительно посвящают всю свою жизнь танцу. Именно поэтому я их выбрал. Это очень сильные женщины. И в какой-то мере это — их подарок нам. И мне тоже захотелось что-то предложить им. Потому что, когда мы пишем чей-то портрет, мы хотим показать человека. И в этом жесте очень много любви».

Танцевать можно не только на сцене, но и далеко за её пределами. В репетиционном зале Камерного зрители поучаствовали в самом необычном эксперименте «Платоновфеста» — увидели спектакль в виртуальной реальности.

Говорит Юлия Коцюба, корреспондент:
«Друзья, сейчас на меня надевают датчики движения. И скоро выдадут очки виртуальной реальности. И я собираюсь посмотреть спектакль «в другом мире». Посмотрим, как получится. Немного страшно, потому что я никогда не надевала очки виртуальной реальности. И я даже не представляю, смогу ли я как-то описать свои эмоции, что-то сказать. Но попробуем. O, my hands!»

Хореограф Жиль Жобен создал этот аттракцион вместе со специалистами ислледовательского центра в Женеве: они изучают технологию захвата движения. Поэтому, когда зритель попадает в другую, новую реальность — он не только видит, как двигаются остальные, но и движется сам. Видит своё изображение, а точнее — предложенного аватара.

Говорит Юлия Коцюба, корреспондент:
«Сейчас я нахожусь в какой-то пещере. И я вижу свои руки, но они не такие, как в обычной жизни. Ааааа — всё двигается. Что-то происходит».

Пещера оказывается скорлупой, которую поднимает великан, выпуская зрителей в неизведанное пространство. Впечатления невероятные — чувствуешь себя букашкой под пристальными взглядами гигантов. Неожиданно вокруг вырастают стены, в свежепостроенном доме незаметно появляются танцовщики. Но потрагать их зрители не могут. Эффекты не тактильные, только зрительные.

Говорит Сусана Панадес Диаз, ассистент хореографа, участница спектакля:
«Создание этого спектакля было долгим и сложным процессом, потому что мы не видели, что происходит, не видели себя. И у нас не было конкретного сценария, но была идея — создать мир для так называемых аватаров. Где им было бы удобно и комфортно находится. А потом, мы, получается, обтанцовывали этот мир».

Танцевать можно и Платонова. Аккуратно вплетая пластику в драматургию. Тем более, в этом году исполняется 120 лет со дня рождения писателя. Поэтому Платоновская программа на фестивале в этом году насыщена экспериментами. Самы красивый и неообычный «Река Потудань» — ее режиссёр Сергей Чехов поставил в Псковском драматическом театре.

Первые минуты, вероятно, шокируют зрителя. Из классики здесь только текст Платонова — в записи. И то вначале он тонет в гуле голосов и еле различим. Действие происходит в больничном коридоре. Герои не произносят ни слова. Зато река Потудань разливается по всей сцене. В качестве саундтрека — журчание воды. В пьесе режиссёр Сергей Чехов наблюдает мифологический путь героя. По сюжету молодой красноармеец Никита Фирсов возращается с войны домой. Но в спектакле его играет постаревший мужчина с беспокойным взглядом — истинное состояниее солдата, износившегося раньше своих лет.

Говорит Сергей Чехов, режиссёр:
«Этот текст в какой-то момент просто очень мощно совпал с моим состоянием. Я находился в тот момент в довольно серьёзной депрессии. И он совпал с ощущением собственной беспомощности. Абсолютного непонимания всего».

В пьесе «Река Потудань» Сергей Чехов почувствовал знакомое ему ощущением неустроенности — абсолютной неустроенности человека как биологического вида. Но в то же время текст стал своеобразной терапией, признался режиссёр, ведь Платонов даёт надежду своим запутавшимся героям, хоть и очень призрачную. Все эти эмоциональные перепады чувствуются не столько головой, сколько сердцем. И эффект у спектакля фантастический: когда так мало происходит снаружи, но так много внутри. И это одна из главных целей «Платоновфеста» — постоянно обогащать зрительский опыт.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,2376389503479