Зрители Воронежского ТЮЗа увидели премьеру спектакля по «Преступлению и наказанию» Фёдора Достоевского
На Большой сцене ТЮЗа — долгожданная премьера с маркировкой 16+: спектакль «Преступление и наказание». Роман Достоевского о человеке, одержимом идеей, находящемся на грани помешательства, будоражит умы людей уже полтора века. Понять мотивы героя, объяснить причину его безумных и страшных поступков попыталась и постановочная группа Театра юного зрителя. Вслед за ними в потаённые уголки человеческой души заглянули корреспонденты «TV Губернии».
Начинается спектакль «Преступление и наказание» на сцене Воронежского ТЮЗа. Прием сторителлинга налаживает контакт между героями и публикой, которая понимает, что перед ними пока еще не персонажи, а артисты, рассуждающие о материале.
Игорь Скрынников, актер Воронежского театра юного зрителя:
— Мы выходим к зрителю, как бы говоря: я — тот, кто я есть, я сейчас вам расскажу историю, вот про такого человека. Вообще, в этой работе про персонажей мы не говорили, больше режиссер просил идти от себя. Этот персонаж — просто набор черт, которые мне и так присущи: гордыня, тщеславие, жестокость к людям, невнимание, отсуствие сострадания. Это всё не про Раскольникова; это, наверно, про меня.
Таким образом, нетленная классика превращается в предложение посмотреть на себя со стороны. И поразмышлять над множеством вопросов, в частности.
Впрочем, история старухи-процентщицы в постановке упоминается несколько вскользь. Сценография художника Лилии Хисматуллиной очень аскетична, из акцентов — лишь светодиодные панели. Графичный черный цвет, который, по мнению режиссера Евгения Кочеткова, внутренне связан с Достоевским, преобладает. Как в декорациях, так и в костюмах.
Евгений Кочетков, художественный руководитель Воронежского театра юного зрителя, режиссер:
— Самый безопасный для театра цвет. Мне нужно аксетичное пространство, чтобы ничего не мешало работе актеров. Текст сам по себе — это все-таки литература, он очень сложно выговариваемый. Так во времена Достоевского не разговаривали, он за это получал еще в те времена: мне нужно было, чтобы была четкая, понятная мысль, чтобы артисты ни чем не прикрывались. Ни бытом, ни мебелью. Мысль — это действенное слово, это и есть действие.
Вообще роман «Преступление и наказание» очень полифоничен. В нем масса сюжетных линий и персонажей. Поэтому для постановки взяли лишь ключевые эпизоды. Репетиции шли этюдным методом и в атмосфере сотворчества.
— Евгений Кочетков, художественный руководитель Воронежского театра юного зрителя, режиссер:
— Из инсценировки половины не было поставлено. Инсценировка была написана, мною переработана, мы с артистами это еще адаптировали, меняли, резали. Чтобы вычленить свою историю, то, как мы ее воспринимаем. Невозможно роман поставить: он для чтения, если пересказывать сюжет, то лучше взять роман почитать.
Таким образом, на передний план вышла тема взаимоотношений Раскольникова с его окружением — матерью, сестрой, ее женихом Лужиным, самоубийцей Свидригайловым, следователем Порфирием Петровичем, другом Разумихиным и другими.
Игорь Скрынников, актер Воронежского театра юного зрителя:
— Собственно, он никого к себе не притягивал. Достаточно закрытый холодный человек, но при этом все к нему проникались симпатией, пониманием, участием. У меня больше был вопрос: «Почему, если человек так себя ведет, который не подавал знака, что что-то в нем есть, но все в нем что-то находили?».
В постановке проводится невидимая параллель между Авдотьей Раскольниковой, которая собирается замуж за Лужина, чтобы спасти брата, и Соней Мармеладовой. Исполнительница этой роли Анастасия Бондарь признается: было непросто примерить на себя такой сложный образ.
Анастасия Бондарь, актриса Воронежского театра юного зрителя:
— Она же приняла Раскольникова, с тем большим грехом, который он сделал. Она его также продолжила любить, несмотря ни на что. Если сказать, что она полностью чиста, если бы это было так, то она бы за ним не пошла. Я думаю, что это именно взаимообмен, потому что если бы он ее не позвал, если бы он не дал надежду — ты преступила, но я готов тебя принять — то не было бы у них взаимного союза.
Актеры говорят: в спектакле, как и в романе, спрятана масса смыслов. И тот и другой дают повод задуматься над многими вещами. Например, о том, что мысль материальна, и что совершив преступление против другого человека, ты совершаешь его против самого себя.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.