Старинный особняк в центре Воронежа отремонтируют для студентов

Рядом с главным корпусом Воронежского педуниверситета стоит двухэтажный кирпичный дом (улица Ленина, 82А) – бывшая дача жены купца Вяхирева. Дом построили в конце XIX века. Около 15 лет назад здание опустело, так как обветшало, и находиться в нём стало опасно. А в июле этого года внутри заброшенного дома появились рабочие. Об этом журналистам TV Губернии сообщили обеспокоенные читатели. «Проверьте, пожалуйста, уж не сносить ли хотят этот дом? Если так, то очень жалко. Неужели очередную «свечку» здесь поставят?», – посетовала одна из местных жительниц. Мы решили узнать, какая участь ждёт бывшую дачу Вяхиревой и что скрывают её стены.
Живучий кирпич
Как сообщили TV Губернии в Воронежском педуниверситете, которому и принадлежит старинный дом, сносить сооружение никто не собирается. Напротив, памятник архитектуры планируют восстановить. В будущем здесь откроют учебный корпус. Реконструкцию начали в июле 2025-го, а завершить планируют в сентябре 2026-го. На месте работ побывали наши корреспонденты.
На объекте трудится порядка десяти человек. Рабочие уже демонтировали обветшалые перегородки, а также вынесли из дома весь скопившийся мусор. Сейчас строители заняты монтажом новой крыши, а также усиливают стены и фундамент здания.
– Дом сильно обветшал. На стенах большие трещины. Кровля также пришла в негодность. И во время сильных дождей здесь лил водопад, – рассказал директор подрядной организации Иван Федосенко. – Конечно, редко приходится работать на таких необычных объектах. Здесь буквально пахнет историей. К чему ни прикоснись – глубокая старина. Лично меня, строителя с большим стажем, удивил кирпич, из которого сложен дом. Он в отличном состоянии, несмотря на то что ему больше ста лет. Даже не верится, что этот дом пережил революцию, гражданскую и две мировые войны.
Подкова на удачу
Несмотря на то что дом на вид — компактный, внутри в нём довольно просторно: вместительный подвал, два этажа, чердак. Деревянный пол скрипит под ногами. Перила на лестнице отсутствуют. Однако мы смогли подняться на второй этаж. В стене — небольшое отверстие.
– Стена в этом месте полая, так как отведена под дымоход. Даже интересно, что там внутри. Может, прежние хозяева какую-нибудь старинную монетку заложили на счастье. А вдруг целый клад обнаружим, — улыбается прораб Сергей Сальников. – Если серьёзно, то никаких ценных предметов здесь мы не нашли. Только подкова старая валялась на чердаке. Надеюсь, нам она принесёт удачу.
Когда подходили к окну, Сергей загадочно посмотрел на потолок: из доски угрожающе торчал огромный гвоздь длиной не меньше 15 см и толщиной с большой палец. Сейчас такие «гвоздики» можно увидеть разве что в музеях.
До зимы рабочие планируют закончить монтаж крыши и окон. Затем начнётся внутренняя отделка. Внешне дом также преобразится. Старый кирпич скроют за жёлтой обшивкой из высокопрочного материала. Крышу выполнят из металлочерепицы. При этом дом должен сохранить свой исторический вид.
Разные судьбы
По словам воронежского краеведа Павла Попова, о бывшей даче Вяхиревой сохранилось не так много сведений. Предположительно, здание было построено в конце XIX века. Раньше тут была окраина города — Троицкая слобода, где жили в основном крестьяне, которые строили, как правило, деревянные дома. Двухэтажная кирпичная постройка в этих местах была большой редкостью. Не исключено, что это был единственный подобный дом во всей округе.
Известно, что дача принадлежала Павле Вяхиревой – жене купца Василия Вяхирева. Правда, спустя три года совместной жизни супруги решили развестись.
– Слишком уж разными по натуре были эти люди. Василий Иванович с головой погрузился в коммерцию — он владел собственным москательным магазином, где продавал бытовую химию. А Павла Петровна занималась благотворительностью. В 1887-м она открыла в центре Воронежа частное училище, где преподавала местной детворе. Муж же подошёл к начинанию Павлы как к коммерческому предприятию и потребовал, чтобы прибыль она отдавала ему. Наверное, после этого пара и рассталась. А во время Первой мировой войны Павла организовала сбор продовольствия и прочей гумпомощи на нужды фронту. В 1919-м Павлу арестовали сотрудники ЧК по подозрению в связях с белогвардейцами. Однако её вина не была доказана. В итоге женщину освободили. Дальнейшая судьба Павлы не известна, – рассказал Павел Попов.
Новая надежда
Перед революцией 1917-го здание купил известный воронежский юрист, гласный городской думы Сергей Петровский. Затем он передал дом в дар Воронежскому госуниверситету. В 1930-е годы здание отошло только что учреждённому пединституту. Рядом с бывшей дачей началось строительство главного корпуса, которое было завершено уже после Великой Отечественной войны. Долгое время в старом доме находились библиотека и археологический музей института. После 1990-х здание начало ветшать. Капитальный ремонт в нём ни разу не проводился.
Последние годы дом пребывал в крайне запущенном состоянии: внутри — залежи строительного мусора, вместо оконных рам — пустота, наружную стену обвили заросли дикого винограда. А переднюю часть здания скрыли под невзрачным серым брезентом.
Многих воронежцев беспокоила судьба этого памятника архитектуры. Стали даже поговаривать, что дом могут снести. Беспокойство усилилось, когда в 2017-м бывшая дача Вяхиревой лишилась статуса вновь выявленного объекта культурного наследия. Причина — сильная обветшалость. «Эксплуатация объекта в советские годы привела к значительным утратам объёмно-планировочного решения, декора фасадов и интерьера. Таким образом, дом носит узкоспециализированный характер и интересен для небольшого круга специалистов», — говорится в заключении государственной историко-культурной экспертизы.
– Меня давно беспокоила судьба этого дома. Боялся, что его просто-напросто снесут. Рад, что нынешний ректор педуниверситета осознает историческую ценность этого здания, и что нашлись необходимые средства для реконструкции. Если подумать, то, может быть, и неплохо, что сейчас дача не имеет статуса объекта культурного наследия. Теперь реставрацию проводить куда проще. Надеюсь, что в ходе реставрации сохранится декор главного фасада в духе поздней эклектики, который не был утрачен. И хочется верить, что рано или поздно этот дом все-таки будет признан объектом культурного наследия, – отметил Павел Попов.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.