Редкий зверь: число троллейбусов в Воронеже за 30 лет сократилось в 10 раз
Троллейбусы в Воронеже не исчезли, как трамваи. Однако сегодня на улицы города выходят на порядок меньше троллейбусов, чем в 80-е годы, а перспективы этого транспорта остаются туманными.
Накануне перемен
К началу 90-х годов прошлого века Воронеж уже трудно было представить без троллейбусов. С 1960 года не раз обновился парк машин. На место старым двухдверным троллейбусам МТБ-82Д пришли более удобные и современные. После появления моделей с пневмоусилителем рулевого управления водить троллейбусы в Воронеже стали и женщины. Основной и самой массовой моделью, которая эксплуатировалась в городе, стала ЗиУ-682 и его модификации.
Система троллейбусных маршрутов отличалась продуманностью. Особенно популярны были кольцевые маршруты №14 и №15, которые связывали правобережные и левобережные районы. Они двигались по одному и тому же кругу, но в противоположном направлении через Вогрэсовский и Чернавские мосты, Ленинский проспект и проспект Революции.
Троллейбус не был конкурентом трамваю и автобусу, а удачно их дополнял. Но в 90-е годы у муниципального транспорта появился настоящий и весьма опасный конкурент — частные перевозчики.
Жёсткая конкуренция
Стремительная инфляция, которая началась в 1991 году, заставила поднимать плату за проезд в общественном транспорте. Но сделать троллейбусные перевозки рентабельными эта мера не помогла. Граждане, имеющие льготы, не платили на законных основаниях, кроме того, было немало предпочитающих схитрить и проехать без билета. А те, кто был готов платить, чаще выбирали более быстрые коммерческие маршрутки. Муниципальный же транспорт стал прибежищем льготников.
Для оптимальной работы троллейбусного хозяйства требовалось поддерживать в порядке контактную сеть, содержать депо и большой штат сотрудников. Это большие затраты. В то же время водитель маршрутки был, как правило, одновременно и автомехаником, и уборщиком салона. Сам же микроавтобус можно было на ночь оставить во дворе под окнами, не тратясь на стоянку. Эти обстоятельства давали маршруткам фору в конкуренции с муниципальным транспортом.
Тяжёлые условия труда и в советское время приводили к большой текучке кадров в сфере общественного транспорта. А в 90-е годы сократились доходы водителей, нередкими стали задержки зарплат. Чтобы снизить издержки, приходилось сокращать штат, избавляться от части активов, отказываться от обновления и развития инфраструктуры. В 1999 году прекратил работу троллейбусный профилакторий. В апреле 2006 года закрылось депо № 1. В 2009 году была отдана под застройку территория депо № 2 (сейчас на этом месте находится жилой комплекс). Сокращались маршруты, увеличивались интервалы движения, всё меньше машин выходило из ворот депо.
Казалось, троллейбус разделит судьбу трамвая и полностью исчезнет с воронежских улиц. Однако этого не случилось. Городские власти нашли возможность выкупить ушедшее в частные руки троллейбусное депо на улице Космонавтов и восстановить его. 3 сентября 2009 года состоялось второе открытие парка №1. Ещё одним шагом, позволившим сохранить троллейбусы в Воронеже, стала закупка подвижного состава.
Пора в Красную книгу
Сегодня, увидев на улице машину 99-го маршрута, случайный гость Воронежа может подумать, что наш город — просто заповедник троллейбусов. Ведь если троллейбусных маршрутов около сотни, значит, и самих вагонов под тысячу! В действительности всё намного скромнее.
В городе действуют только три маршрута — № 7, № 33 и № 99. Одна конечная остановка у них общая — все воронежские троллейбусы встречаются на кольце у главного корпуса ВГУ. Как и в начале троллейбусной эры Воронежа, маршруты связывают центр города, Северный и Юго-Западный микрорайоны. На левый берег троллейбусы больше не ходят.

Если трамваи в столице Черноземья вымерли, как мамонты, то троллейбусы пора заносить в Красную книгу. Их «поголовье» составляет всего-навсего 29 штук. Самые многочисленные из них – БКМ 420030 «Витовт». 15 этих подержанных машин в 2023 году поступили в Воронеж из Белгорода, где полностью ликвидировали троллейбусное сообщение. «Витовты» производили в Беларуси; последние из них сошли с конвейера в 2013 году.
Троллейбусов марки ЗиУ-682Г-016.04 в Воронеже насчитывается семь единиц, а ЗиУ-682Г-016.02 — пять. Подобные машины ездили по Воронежу ещё в советское время. И, наконец, в единичных экземплярах представлены троллейбусы Тролза-5265.00 «Мегаполис» и Тролза-5275.03 «Оптима».
В воронежском троллейбусном депо сегодня трудятся 95 человек, из них 29 водителей.
Провожая провода
Можно порадоваться, что электротранспорт в Воронеже, несмотря на потери, всё-таки сохранился. Но что такое 29 машин для миллионного города, если когда-то на улицы их одновременно выходило почти две с половиной сотни? Сейчас троллейбусы начинают работать в шесть утра, а возвращаются в депо уже к семи вечера. Исключение — единственный дежурный троллейбус на маршруте № 7: он развозит пассажиров до 21.00.
Немногочисленному электротранспорту при таком графике трудно конкурировать с маршрутками. Даже на тех улицах, где можно встретить троллейбусы, их приходится ждать порой до получаса и дольше. А это значит, что «рогатые» подбирают на остановках главным образом случайных людей. Хотя у тех, кто целенаправленно планирует свою поездку и не слишком торопится, есть шанс, дождавшись троллейбуса, проехаться в не слишком переполненном пассажирами салоне.
Чтобы троллейбусная система в Воронеже не исчезла, она должна развиваться. Без серьёзных финансовых вливаний сделать это невозможно.
Троллейбусы в последние годы исчезли не только в соседних Белгороде и Липецке, но и в Москве. Тенденция избавления от «рогатых» наблюдается и во многих других российских городах. Предполагается, что их место на улицах городов займут электробусы. Об этих новинках мы расскажем в одном из следующих выпусков нашей рубрики.









Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.