Жители дома в центре Воронежа оказались заложниками культурного наследия
Хоть о каком-нибудь наказании для тех, кто начал и бросил капитальный ремонт их дома, уже несколько месяцев мечтают жители ул. Студенческой, 35. Сразу оговоримся: подрядчик в этом случае — другой, и управы на него пока не нашлось. Собственники квартир в этой двухэтажке в самом центре Воронежа уверены: ремонтировать её, в принципе, поздно; нужно расселять и сносить. Проблема в том, что здание носит громкий статус «объекта культурного наследия», а значит, ситуация усложняется в разы. Беды начались практически сразу же. Летом один из рабочих погиб, сорвавшись с кровли, в квартирах стали рушиться потолки, фундамент и вовсе будто дематериализовался. Осенью от греха подальше ремонт остановили. Каковы шансы, что здание-памятник дотянет до продолжения реконструкции?
…В доме №35 по улице Студенческой Ольга Лещинская живет с мужем и дочкой. Когда в здании, которому уже больше ста лет, стартовал ремонт, рабочие пробили им в комнате потолок. Двери и окна покосились, плюс рамы набухли от сырости. Жители уверены: все это — потому, что крышу делали целых три месяца, сколько дождей прошло за это время — сбились со счёта. Так что теперь семье Лещинских приходится дышать плесенью.
Говорит Ольга Лещинская, житель дома №35 (ул. Студенческая):
«Никак мы не существуем! Я считаю, что… ну, просто проживаем в таких условиях, потому что нам деваться некуда. Но об этом никто не заботится, не думает о том, что и маленькому ребенку, и даже взрослым там тяжело. Но детям тяжелее, соответственно, да и с моральной точки зрения ребенку это не комфортно».
Таких, как Ольга — весь дом. Говорят: живем, как на пороховой бочке. Вокруг окон субподрядчики зачем-то вынули кирпичи, по зданию гуляет сквозняк, а деревянные перекрытия уже практически прогнили: до них руки у рабочих не дошли.
Говорит Наталья Поборчая:
«В 2008 году было проведено обследование технического состояния дома, где дом был признан непригодным для проживания, из-за того, что был признан сильный износ фундамента, и несущие конструкции в очень плохом состоянии. Городская межведомственная комиссия не признала, видно, этот дом, потому что дом поставили на капитальный ремонт. Когда мы начали ходить перед началом капремонта во все инстанции, то нам везде сказали: ваш дом — памятник архитектуры, памятник культурного наследия, поэтому мы не можем признать его аварийным. Мы не знаем поэтому, что с ним делать».
Как выяснилось опытным путем, что делать с домом — не знали и рабочие подрядной организации, которая выиграла тендер на ремонт. Думали, всё — как обычно. Перекрыть кровлю, заменить системы тепло- и водоснабжения, электропроводку, привести в порядок фасад и канализацию… Вот только здания-памятники — особая каста. Многое тут держится на «честном слове» и памяти о былой роскоши. И рушится буквально от любого вмешательства. Когда рабочие поднялись на чердак, в комнате под ним рухнула половина потолка. К счастью, там никого в этот момент не было…
Сразу после обвала хозяин этой квартиры Глеб переехал в съемное жилье. Говорит: оставаться в отчем доме просто опасно, если не для жизни, то для здоровья — точно. В доказательство показывает туалет: чтобы унитаз не рухнул на кухню первого этажа, его подпирает чудо-конструкция из двух деревянных стоек, на которую без слез не взглянешь. Из всех заявленных видов работ подрядная организация выполнила примерно треть. И остановилась.
Говорит Василий Смольянов, начальник отдела общественных связей и информационных технологий Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области:
«Были обнаружены очень серьезные разрушения несущих стен, то есть трещины, которые, скажем так, имеют тенденцию к расхождению. Кроме того, обнаружилась необходимость усиления межэтажных перекрытий в этом здании. В связи с тем, что изначально, скажем так, износы дома невозможно было учесть при разработке первично-сметной документации, теперь потребуются дополнительные инструментальные обследования».
Сначала обследования, потом новый проект и новый тендер. При самом хорошем раскладе ремонт продолжится не раньше следующей весны. Причем делать его, видимо, будет уже другая подрядная организация. И не факт, что за зиму состояние дома не ухудшится. Для жителей 22 квартир, большинство из которых — коммунальные, ситуация патовая.
Говорит Мария Володина, житель дома №35 (ул. Студенческая):
«Все приходят — посмотрели и ушли. А мы опять остались на общей кухне. Пора взяться за дело! За этот дом. Если его ремонтировать — ремонтируйте, дорогие чиновники. Превратите его, значит, в библиотеку, архив какой-то, какое-то учреждение. Но жить там невозможно!Невозможно!»
В Фонде капремонта обещают: подрядчиков, не доделавших ремонт в этом году, обяжут возместить ущерб, нанесенный дому и его жителям. Вот только когда и как именно это произойдет, пока неясно.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.