«Запорожец дарит ощущение праздника»: воронежцы реставрируют легендарные автомобили СССР

«Что пройдёт, то будет мило», писал Пушкин ровно 200 лет назад. Когда-то самые демократичные советские легковушки были предметом шуток. А сегодня «Запорожец» кажется пришельцем из другой эпохи, в которую многие не прочь вернуться хотя бы на время. О том, какие ощущения дарит вождение легендарной машины, чем она отличается от других и каким характером обладает, любители «Запорожцев» рассказали TV Губернии.
Встреча трёх поколений
На встречу с корреспондентами на своих «Запорожцах» приехали Роман, Александр и Вероника. Ещё один воронежский участник клуба в этот вечер оказался занят. Пока мы беседовали с молодыми людьми и девушкой, прохожие то и дело останавливались, чтобы поближе рассмотреть ретроавтомобили. Один папа принялся объяснять своему ребёнку, что у этих удивительных машинок мотор в багажнике, а багажник под капотом. Малыш, похоже, ему не верил.
Несмотря на то, что внешне три «Запорожца» похожи, как родные братья, они отличаются множеством деталей. За годы выпуска автомобиль постоянно модернизировали. Например, на более позднем нет «ушей» воздухозаборника, а на двух остальных эти «уши» разной длины. У более ранних машин горловина бензобака находится снаружи. У остальных – под капотом.
Самый старый из трёх «Запорожцев» принадлежит Роману. Автомобиль 1970 года выпуска хозяин купил шесть лет назад в удручающем состоянии – не на ходу и с гнилым днищем.
– Машину пришлось разобрать до болтика, – вспоминает Роман. – Отгонял её к знакомому кузовщику в Туле. Он сделал всё качественно, даже применял старую технологию лужения, которую сейчас мало кто использует. Многие запчасти приобретались отдельно. Закончил восстанавливать авто в 2023 году. На покупку машины и ремонт потратил порядка 500 тысяч рублей, причём сэкономил на работе – очень много делалось своими руками.
Сегодня хозяин с гордостью демонстрирует ухоженный автомобиль цвета «антрацит», напоминающий мокрый асфальт. О каждой детали Роман готов рассказать целую историю. Вот зеркало заднего вида – оно собрано из уцелевших частей трёх зеркал. Руль искал целых четыре года и нашёл в Питере. Особая гордость – надпись «Запорожец» на капоте. Такие накладки ставились только на первые 1,5 тысячи машин и стали в наше время большой редкостью.
Автомобиль Вероники младше, он 1979 года выпуска, а «Запорожец» Александра ещё моложе. Эта модель 968М была сделана в 1991 году, уже на закате Советского Союза. Кажется, что у каждой из трёх машин своё лицо. А у каждого автолюбителя есть своя история знакомства с личным «Запорожцем».
Истории любви
У владельцев ретроавтомобилей есть и другие, вполне современные машины для поездок на каждый день. А «Запорожец» – это для души.
– Для меня он связан с воспоминаниями детства, – рассказал Александр. – У дедушки была подобная машина, и в 2013 году я купил «Запорожец» скорее из ностальгии. Восстановил и теперь держу на ходу.
У товарища Александра изначально тёплых чувств к этой марке не было.
– В детстве я думал, что «Запорожец» – нелепая машинка, – признаётся Роман. – А потом купил гараж. В нём оказался разобранный «Запорожец». Я отремонтировал его и стал ездить. А потом решил купить ещё один, более ранней модели.
– Машина появилась у меня в 2023 году, – поделилась Вероника, супруга Александра. – Однажды мы с Сашей поехали на открытие сезона в город Боровск Калужской области, где собирались любители «Запорожцев» из разных городов. Там я увидела много маленьких цветных машин. Когда вы едете огромной колонной, а все встречные вам машут, возникает ощущение праздника. На обратном пути мне позволили порулить. И я сказала, что хочу такую же машину.
Автомобиль для девушки нашли через интернет. Он продавался за 12 тысяч рублей, фактически по цене металлолома. Друзья помогли его восстановить.
– «Запорожец» – однозначно веселее других автомобилей, – уверяет Вероника. – На него часто засматриваются, и в это время можно проскочить. Парковаться тоже очень удобно – в любую щель легко залезть. На нашей свадьбе мы собрали пять «Запорожцев». Саша ехал на своём, я на своём, сзади ещё три машины друзей. Покружили по городу и поехали отмечать.
– Отличная свадьба! – подтверждает Александр.
Запас прочности
Поклонники «Запорожцев» любят собираться вместе. В доковидные времена выставки ретротехники устраивали часто, сейчас же они почти не проводятся. Но остались слёты, собирающие единомышленников из разных городов страны.
На «Запорожцах», хотя они – отнюдь не спорткары, даже гонки устраивают. В этом году они прошли во Владимире и Калуге.
– Цель гонок– не победить любой ценой, – объясняет Роман. – Погонять по трассе – только приятный бонус. Главное – встречи с людьми, общение, дружеская атмосфера, общность интересов. Сама гонка – интересный опыт. Зимняя трасса бывает скользкая или рыхлая, и надо совладать с управлением машиной, чтобы её не занесло. Такой навык может пригодиться в экстренных ситуациях.
Впрочем, зимой на «Запорожцах» обычно не ездят. Реагенты на дорогах губительно действуют на кузов. Если же ездить только летом, заботливому хозяину такая машина может прослужить долго. Сказывается большой запас прочности, изначально заложенный в советский автомобиль.
К достоинствам «Запорожца» относят и хорошую проходимость. Плоское днище не цепляет препятствия. А если лёгкая машина всё-таки застрянет, её можно вытолкать из любой грязи без домкрата. Благодаря независимой подвеске у автомобиля очень плавный ход. Вопреки распространённому мнению, «Запорожец» может развивать достаточно приличную скорость. Как-то раз один из наших собеседников получил штраф за то, что на трассе М‑4 автомобиль разогнался до 121 км/час. А если «Запорожец» вдруг сломается, починить его можно и самому.
– Эта машина развивает смекалку, – объясняет Роман. – Дефицит запчастей при поломке в дороге заставляет думать, как решить проблему. При этом автомобиль всегда довезёт до дома. Не было таких поломок, когда пришлось вызывать эвакуатор. Вышел, уделил ему внимание и едешь дальше. Но самое главное в том, что все «Запорожцы» как будто наделены душой. Непонятно, как это объяснить. Не раз бывало, что после остановки машина отказывается заводиться. Ты полчаса бегаешь вокруг неё – ничего не помогает. И вдруг сама заводится как ни в чём не бывало. Едешь, а на пути видишь аварию. И понимаешь, что если бы машина не закапризничала, скорее всего, сам оказался бы участником ДТП.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.