За какие пластинки СССР коллекционеры платят десятки тысяч рублей

Новые виниловые пластинки, явно не попадающие под категорию раритетов, зачастую продают в магазинах по 5–7 тысяч рублей. И это в эпоху, когда музыку, в основном, «качают» из интернета бесплатно. Неужели такие деньги платят только за красивую полиграфию? Кто и зачем покупает подобные издания? Есть ли разница в звучании пластинок и цифровых файлов? Об этом и многом другом мы узнали у коллекционера пластинок Алексея Комарова.
«Аналог» и «цифра»
– Вы вот говорите про современные тиражи, но на самом деле советские пластинки зачастую вовсе не хуже, – отметил Алексей. – Всё зависит от качества самой виниловой массы, – то есть исходного материала. А оно в разное время «гуляло» даже у одного и того же завода. И стоит учитывать, что тогда альбомы часто выпускались громадными тиражами. Скажем, дебютник группы «Браво» отпечатали в количестве 5 миллионов штук. Само собой, внешне одинаковые пластинки по факту были сделаны на разных заводах СССР. И разница в звучании у них действительно есть.
Звук – вот за что многие до сих пор покупают альбомы на пластинках. По словам Алексея, даже сейчас звукорежиссёры «обрабатывают» записи специальным образом для их последующего издания на виниле (делают так называемый «виниловый мастеринг»). В результате получается удивительно «уютное», сбалансированное звучание. Высокие частоты не «цыкают» и не «песочат», средние звучат телесно и натурально, а бас – упруго и жирно.
Правда, ощутить всё это великолепие в полной мере можно только тогда, когда альбом изначально в студии записывался на плёнку. Что, конечно, по сегодняшним максимально компьютеризированным временам – большая редкость. Если же запись изначально осуществлена «в цифре» – выпускать такое на пластинке практического смысла не имеет. Разве что как коллекционный артефакт.
Дорогая безделушка?
Впрочем, многих устраивает и покупка «для полочки». Сам факт выпуска красивой лимитированной вещицы, связанной с любимым исполнителем, достаточен, чтобы расстаться с кругленькой суммой. Никакого практического смысла в этом нет: интерес к покупке – исключительно коллекционерский. Цены – тоже нередко сугубо коллекционные.
– Не так давно я продал пластинку «Птица» группы «АукцЫон», – вспомнил Алексей Комаров. – Издание 2013 года. Ушла за 33 тысячи рублей. Хотя, звучит она чуть похуже, чем оригинальное издание 1993 года – специально сравнивал их для того, чтобы оставить себе в коллекции самый интересный вариант.
Алексей уточнил: примерно в то же время у нас в стране начался так называемый «виниловый ренессанс». Несколько издателей решили выпустить на рынок альбомы звёзд российского рока (да, всё началось именно с них) в формате пластинок. Особенного успеха от затеи никто не ждал: поскольку в России заводов по производству этих носителей к тому моменту давным-давно не осталось, тиражи заказывали в Чехии, в Германии и во Франции. Что, конечно, ощутимо увеличивало стоимость. Да и проигрыватели с советских времён сохранились мало у кого. На выходе получалась, казалось бы, просто дорогая безделушка.
Но меломаны прониклись идеей в полной мере: год от года количество покупателей росло. И продолжает расти.
Нельзя экономить
В 2015 году в Москве начал работу завод по производству виниловых пластинок. Примерно в то же время выпуск нового альбома на виниле стал чуть ли не обязательной опцией практически для всех мейнстримовых музыкантов. Оказалось, что большую часть заинтересованной публики не смущает не только высокая стоимость самих пластинок, но и мощные ценники на аудиотехнику.
– Хороший проигрыватель начинается от 100–120 тысяч рублей, – поделился коллекционер. – Ширпотреб из сетевых магазинов за 10–20 тысяч рублей хорош разве что как элемент декора. Но к цене проигрывателя обязательно нужно прибавлять стоимость усилителя. В моём случае это ещё 150 тысяч. И стоимость акустики – колонок, если по-простому. Мне повезло взять очень хороший вариант за 200 тысяч. А ещё 130 тысяч стоят кабели, которые соединяют между собой элементы системы. На них нельзя экономить – они здорово влияют на качество звучания. Всё это подключается к источнику питания через специальный сетевой фильтр с защитой от перепадов напряжения. Это ещё 80 тысяч. То есть, хорошая система будет стоить 600-650 тысяч рублей. Топовые устройства могут стоить в разы дороже.
«Золотые» позиции
Купить подобные девайсы – тот ещё квест: очень многое уже недоступно в России, так что к стоимости техники придётся прибавить стоимость услуг по доставке и комиссию посредника. Впрочем, то же самое касается и самих пластинок. Если раньше, как объяснил Алексей, можно было спокойно заказывать в иностранных интернет-магазинах, то год назад всё изменилось.
Именно тогда в рамках очередных санкций в Россию запретили поставлять западные носители аудиовизуальной информации. В результате импортные пластинки «поехали» к нам через Турцию и Казахстан. Что сделало и без того недешёвые позиции буквально золотыми.
Хотя золотым, как пояснил Алексей, может быть не только импорт. Многие отечественные пластинки сегодня на вторичном рынке стоят очень ощутимых денег. В зависимости, конечно, от состояния и тиража. К примеру, альбом «Шабаш» группы «Алиса» начала 90-х продаётся на барахолках по цене от 10 до 20 тысяч рублей.
Правда, человек «не в теме», скорее всего, такие сокровища идентифицировать не сможет. А распространённые в советские годы пластинки с записью детских сказок и эстрадных концертов оцениваются недорого: от 200 до 500 рублей. Но даже они, оказывается, вполне себе продаются. Значит, это кому-нибудь нужно.
На костях и смолах
В СССР, когда официальная музыкальная индустрия была под строгим контролем, получили распространение «пластинки на костях». Они появились в 50-е годы. Как это работало? Брали рентгеновский снимок, обрезали до размера стандартной пластинки, специальным аппаратом нарезали звуковую дорожку, а в центре пробивали отверстие для проигрывателя. Стоимость таких пластинок колеблется сегодня от 5 до 20 тысяч рублей. Особенно ценятся издания с джазовыми записями.
А официальные релизы до появления винила (в 1950-х) выходили на грампластинках из шеллака – природной смолы. Такие диски были в 2–3 раза тяжелее виниловых. А ещё они разбивались при падении. Средняя стоимость шеллачных пластинок сегодня – также от 5 до 20 тысяч рублей.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.