Воронежские эксперты: незаконными средствами позитивных целей не добиться
В минувшее воскресенье, 31 января, в центре Воронежа прошла несанкционированная акция. Общая численность «гулявших» по городу граждан оказалась значительно меньше, чем на незаконном мероприятии, проходившем неделей ранее. Тогда «записались в демонстранты» около тысячи человек, а вот в последний январский день участников акции, по разным оценкам, оказалось 200 — 300 человек.
Что же касается задержанных, то здесь ситуация противоположная. 23 января полиция задержала меньше сотни человек. Зато 8 дней спустя, согласно косвенным данным (официальную информацию региональное ГУ МВД не сообщило), число задержанных составило от 100 до 170 человек.
Сопоставление этих данных позволяет сделать неоспоримый вывод. На второе «прогулку» не пошли праздные любители зрелищ; несовершеннолетних тоже практически не было (сразу виден результат эффективной профилактической работы правоохранителей, педагогов и психологов). На улицу вышла наиболее «идейная», «активно-протестная» часть молодёжи. И это, несомненно, повысило радикальный настрой участников акции. Экстремистских проявлений стало больше, соответственно, и реагировать на них силовикам приходилось чаще.
***
Своими впечатлениями, размышлениями и выводами, возникшими по итогам обеих несанкционированных мероприятий, с нашим интернет-каналом поделились авторитетные воронежские эксперты.
Владимир Белоножкин, руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Воронежской области: цели организаторов акций далеки от реальных проблем общества
«Публичная акция в Воронеже 31 января, как и предыдущая, не является согласованной по требованиям действующего законодательства, а ее цели – далеки от реальных проблем общества. Хотя количество участников в этот раз было раза в три меньше, из-за того, что в большинстве своем они не соблюдали масочный режим и социальную дистанцию, количество инфицированных COVID-19 в городе в ближайшее время не снизится. Следует отметить также негативное влияние этой акции (как и предыдущей) на права автомобилистов.
Действия правоохранительных органов во время проведения акции представляются адекватными. Объективной информации от СМИ и независимых наблюдателей о фактах превышения полномочий сотрудниками полиции и Росгвардии пока не поступало. Отдельные видео, выкладываемые в социальные сети, пока также не свидетельствовали о них.
Для тех, кто интересуется правовыми вопросами организации и проведения публичных мероприятий, а также правомочностью действий полиции размещена справочная информация на сайте Уполномоченного по правам человека в Воронежской области».
***
Ирина Попова, уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области: дети должны знать свои права и учиться их отстаивать, но делать это нужно в рамках Закона
«Количество участников мероприятия, прошедшего в Воронеже 31 января, было в разы меньше, чем в прошлую субботу. Полагаю, что это результат разъяснительной работы, проведенной и с родителями, и с детьми.
Благодаря профессиональной работе сотрудников правоохранительных органов, единого места сбора протестующих просто не было, были шествия. И в этот раз собралась в основном молодежь, детей практически не было. Провокаций не наблюдалось, по отношению к митингующим сотрудники полиции действовали спокойно и корректно.
На мой взгляд, большое количество участников на прошедшем с прошлую субботу митинге объясняется тем, что молодежь устала от действующего режима ограничений, им хотелось «тусовки», личного общения, и не важно, какой для этого подвернулся повод. Вот и собрались в назначенное время в назначенном месте просто посмотреть и поснимать происходящее вокруг на телефоны…
К сожалению, сейчас молодежь активно используют в политических интересах, при этом подвергают реальной опасности их жизнь и здоровье.
У несовершеннолетних, как правило, вообще не определена гражданская позиция и они не способны максимально защитить свои права. Взрослые имеют право предлагать ребенку свою точку зрения, оценивать события в соответствии со своими убеждениями. Но только с согласия родителей (законных представителей) и только до тех пор, пока это не перейдет в навязывание «единственно правильных» взглядов, в ограничение свободы убеждений.
Организаторы акций, которые привлекают к участию в них школьников, не только вторгаются в их личную жизнь и учебный процесс, но и провоцируют у детей нарушения психики, поскольку детская психика еще не полностью сформирована, у них отсутствует жизненный опыт, не закреплены в сознании базовые ценности (уважение к взрослым, любовь к Родине, помощь слабым и т.д.).
Безусловно, у каждого ребенка есть право на свободу выражения своих взглядов, мнения и мысли, право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Это закреплено в «Конвенции о правах ребенка». Вместе с тем, «Конвенция» содержит оговорку, что при осуществлении детьми права на свободу мирных собраний могут применяться установленные законом ограничения, которые необходимы в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения любого публичного массового мероприятия, в том числе протестного характера, регламентированы законодательством. В частности, организаторами публичного мероприятия должна быть предварительно подана заявка на его проведение в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ. Отсутствие согласования заявки с указанным органом власти автоматически делает проводимое мероприятие незаконным.
Нужно объяснять своим детям, что даже «просто постоять» в сторонке во время митинга уже может быть нарушением законодательства. Если дети или подростки идут на несанкционированный митинг или шествие, они подлежат ответственности наравне с прочими участниками правонарушения.
Кроме того, массовая акция протеста – это мероприятие с повышенной степенью опасности для всех ее участников. Для любой акции протеста характерна идея противостояния ее участников и тех, против кого она направлена. Поэтому участникам несанкционированных акций надо быть готовыми к тому, что обеспечивая охрану общественного порядка, органы власти будут действовать в соответствии с предоставленными им полномочиями и по всей строгости закона.
А свои взгляды, мнения и мысли можно выражать любыми другими способами: в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. Да, дети должны знать свои права, учиться их отстаивать, выражать свою точку зрения, но делать это нужно в рамках Закона!»
***
Валерий Черников, член Общественной палаты Воронежской области, руководитель регионального Ресурсного центра поддержки НКО: надо задаться вопросом — «Кому это выгодно?»
«Не бывает абстрактных «мирных шествий», есть согласованные или несогласованные мероприятия. Мы живем в правовом государстве и должны действовать в рамках существующего законодательства. Незаконными методами проблем не решишь, можно только усугубить ситуацию в стране. Старшее поколение через это все прошло, когда разваливался Советский Союз, и все помнят, сколько лет мы потом из этой разрухи выходили.
Есть все правовые инструменты для граждан, чтобы донести свою позицию до власти. Это референдумы, выборы, общественные слушания. Мы в Ресурсном центре поддержки НКО часто проводим круглые столы, встречи с органами власти по насущным проблемам, которые есть в современном обществе. Главное — вести корректный, конструктивный диалог и предлагать решения которые будут устраивать все стороны диалога.
Надо четко понимать, что организаторы несанкционированных акций вами манипулируют, и не вестись на провокации. Если нарушаешь закон — за этим должно следовать необратимое наказание. А самое неприятное — то, что часто для достижения своих политических целей взрослые используют детей и подростков. Здесь семья и общество должны включиться в работу по профилактике таких нарушений и высказать четкое негативное отношение к тем, кто вовлекает несовершеннолетних в противоправные действия.
Главная задача полицейских и Росгвардии на несанкционированных мероприятиях — предотвратить правонарушения, оповещая о незаконности данных акций. При этом — не вступая в конфликты и перепалки с особо активными участниками акции, не поддаваясь на провокации отдельных участников митинга. Применение силы — последнее, к чему прибегают правоохранители в этом случае, и всегда это закономерный ответ на необоснованную агрессию и провоцирование, эскалацию конфликта со стороны протестующих-провокаторов.
Прежде чем присоединиться к разного рода сомнительным акциям, надо задаться вопросом: «Кому это выгодно?» Мы ведь хорошо понимаем, какие средства были вложены в попытку раскачать лодку в нашей стране. Все провокаторы работают за деньги, которые предоставлены отнюдь не друзьями нашей страны. И становясь рядом с такими, не становишься ли ты одним из них? Им все равно: заберет ли тебя полиция, получишь ли ты травму в потасовке, их задача — добиться максимального эффекта по привлечению внимания к акции.
Я надеюсь, что наша молодежь сможет во всем этом разобраться и отделить зерна от плевел. В первую очередь, надо быть Гражданином своей страны, помнить историю и не допускать уже ранее совершенных ошибок».
***
Елена Авдеева, член Общественной палаты Воронежской области, президент Воронежской благотворительной общественной организации «Общие дети»: разрушать — легко, но ведь надо думать о созидании!
«Взрослый и самостоятельный человек полностью осознает меру ответственности за участие в незаконных мероприятиях, хорошо знает о возможных опасных последствиях такого участия. Подростки же практически никогда этого не осознают и не знают! Для них участие в таких «мероприятиях» — простая прогулка, да ещё возможность посмотреть на увлекательное зрелище, подобие циркового представления. Именно так завлекают несовершеннолетних на подобные акции их организаторы. Между тем, любое правонарушение можно назвать разными умными и красивыми словами, но юридическая его суть останется неизменной: это противозаконное действие.
Никто не запрещает детям высказывать свое мнение, иметь свою позицию, своё мнение по тем или иным общественно значимым вопросам, но есть достаточно много возможностей делать это, не нарушая закон: петиции на независимых интернет-платформах, участие в молодёжных («дублёрских») органах власти и самоуправления и т.д. К тому же у многих юных участников январских акций пока ещё просто нет никаких собственных политических убеждений и требований.
Не забудем и такой аспект. Мы почти год находимся в режиме «антиковидных» ограничений, медики предпринимают огромные усилия для снижения риска распространения пандемии, а каждое такое «шествие» представляет собой вопиющее нарушение всех санитарно-эпидемических норм, грозящее очередным всплеском заболеваемости.
Накануне, во время и после первой несанкционированной акции я получала массу телефонных звонков от родителей. Они были в сильнейшем беспокойстве: ведь участие в подобном мероприятии (и даже просто присутствие рядом) могло грозить их детям любыми опасностями. И поэтому родители настоятельно просили меня поговорить с этими подростками, объяснить им все возможные риски.
А риски действительно велики, причём даже из-за какого-то случайного эксцесса, а уже тем более — в результате намеренного провоцирования конфликтов организаторами незаконных акций. Ведь подростков очень легко «завести», подав пример экстремального поведения. А дальше действует «эффект толпы». И вот вам, пожалуйста: массовая драка, массовые травмы, массовые задержания…
К счастью, насколько мне известно, правоохранители во время этих акций оказались на высоте: проявляли профессиональную выдержку, вели себя корректно, задерживали только за явно неадекватные выходки.
Добавлю, что последствиями противоправных действий могут быть не только травмы, но и, например, постановка несовершеннолетних на полицейский учёт. Зачем подростку такое пятно в дальнейшей биографии? Кроме того, административную ответственность за поведение подростков понесут их родители. Уверена, что ни один разумный старшеклассник или студент не захочет для себя и своей семьи таких последствий!
Что же касается организаторов таких акций, то хочу сказать им: вовлекая в свои проекты несовершеннолетних, при этом скрывая от них свои истинные цели, вы тем самым обесцениваете политический и идейный смысл собственного протестного движения! Это просто непорядочно — пользоваться подростковой эмоциональностью и максимализмом, любовью к разного рода «движухам».
Да и вообще, любое общественно-политическое движение должно быть не «против чего-то», а «за что-то». Разрушать — легко, но ведь надо думать о созидании. А для этого нужно знать и понимать, ЧТО ИМЕННО нужно создавать и КАКИМИ МЕТОДАМИ».
***
Роман Савенков,кандидат политических наук, преподаватель, заместитель декана исторического факультета ВГУ по связям с общественностью: не таким способом нужно налаживать эффективный диалог между властью и обществом
«Публичные мероприятия очень ограниченно влияют на политические процессы в обществе. Степень их конструктивности тоже невелика. Главная их функция — выражение какой-либо позиции. И по числу участников акций федеральные и региональные власти, отдельные политические силы, общество в целом могут понять: насколько актуальна для наших сограждан та или иная озвученная проблема.
Обе январские акции в Воронеже были несанкционированными. К тому же в регионе действуют «антиковидные» ограничения. Именно этими обстоятельствами объясняются и оправдываются имевшие место задержания. К чести воронежских силовиков скажу, что действовали они при этом аккуратно и адекватно.
Добавлю также, что сопротивление полиции в любой политической системе считается противозаконным действием и неизбежно карается административными или уголовными санкциями. Каждый участник несанкционированных акций должен отдавать себе в этом отчёт.
Настораживают и попытки привлечь к участию в подобных незаконных мероприятиях несовершеннолетних. Впрочем, это не значит, что подростков надо держать в стороне от политики. Наоборот, им надо прививать навыки участия в общественно-политической деятельности, но только в правовом поле.
Подведу итог. Назвать воронежские акции удачными, с точки зрения выражения чёткой политической позиции, нельзя. Лозунги звучали, но совершенно неконструктивные. Внятную политическую повестку организаторы предложить не смогли. Это «путь в никуда». Не такими способами можно и нужно налаживать эффективный диалог между властью и обществом».
***
Несовременно и неконструктивно. Именно так, в двух словах, можно кратко охарактеризовать отношение наших экспертов к несанкционированным акциям, прошедшим в Воронеже. Кстати, об этом же пишут многие рядовые воронежцы, комментируя события 23 и 31 января в соцсетях. Уличными «движухами» и «кричалками» ничего не изменишь и ничего не добьешься. Реальные изменения достигаются реальной созидательной работой.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.