Воронеж ясно +8°
USD
85.46
EUR
93.78
Предложить новость
Прямой эфир
07:04 02.04.2024
10 мин
0
5182

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Воронежская выпускница вдохновила композитора Исаака Дунаевского написать «Школьный вальс»

07:04 02.04.2024
10 мин
0
5182

Под звуки «Школьного вальса» миллионы советских юношей и девушек танцевали на выпускных вечерах, начиная с 50-х годов прошлого века. Символ уходящего детства, прощания со школой и учителями создан композитором Исааком Дунаевским. А поводом для написания легендарной песни стало письмо воронежской старшеклассницы.

Историю создания «Школьного вальса» в своих воспоминаниях подробно изложил ученик Дунаевского — московский композитор Юрий Бирюков. Любопытно, что услышал её он не от Исаака Осиповича, а от врача-рентгенолога одной из московских поликлиник Юлии Сергеевны Меркушевой (в девичестве Плахотник).

— Весной 1950 года, — рассказывала Юлия Сергеевна, — мы с подругами заканчивали 10-й класс воронежской женской школы и задумали написать к выпускному вечеру песню, вернее – стихи под какую-нибудь известную мелодию. Но какие из нас поэты… Вот я и решилась написать Дунаевскому. Сейчас уж и не припомню, что писала. Наверное, наивно, но искренне. О благодарности учителям, о том, как жалко расставаться со школой, с подругами-одноклассницами и вообще с детством и юностью. И особо — о нашей любимой учительнице, директоре школы Антонине Григорьевне Серотинкиной. Мы все очень любили её, а поэтому и песню просила посвятить именно ей… Заклеила письмо в конверт, написала: «Москва. Композитору Дунаевскому». Надеялась и без адреса дойдёт. И ведь, правда, дошло.

Вскоре на адрес Юлии Плахотник пришёл ответ от Дунаевского:

«Милый товарищ Плахотник! Ваше предложение о написании песни для десятиклассниц Воронежской женской школы я получил. Я очень хочу, чтобы вы и ваши подруги по классу поняли, почему я не могу исполнить вашу просьбу.

Писать песню для школы (и не одну) очень нужно. В этой песне надо воспеть любовь к школе, любовь и уважение к педагогам, которые воспитывают в нашей школьной молодёжи качества больших советских людей, открывают перед нею широкую и светлую дорогу. Но почему такую песню надо писать специально для воронежской школы?..

Песня должна воспевать общие, дорогие всем чувства и думы. Хорошая такая песня объединяет миллионы советских людей. И только к таким песням должны стремиться мы, композиторы и поэты. Надо написать такие песни для школы, чтобы они пелись и в Воронеже, и в Москве, и в Рязани, и на Сахалине. И надо обязательно, чтобы в каждой песне была своя Антонина Григорьевна, то есть тот прекрасный человек и педагог, воспоминание о котором уносишь с благодарностью из школы на всю жизнь.

Я думаю, что вы со мной согласитесь и простите мне мой принципиальный отказ исполнить вашу просьбу. Но она подтолкнёт меня на работу над песней о выпускниках школы. Кстати, такая песня нам действительно нужна. И, когда я буду работать над ней, я вспомню и вашу просьбу, и вашу любовь к школе и её директору. И за эту творческую помощь я шлю вам мою заблаговременную благодарность…»

Подтверждение причастности воронежской школьницы обнаружено в воспоминаниях поэта-песенника Михаила Матусовского, который написал подробную историю создания «Школьного вальса». Первый вариант песни более напоминал романс, а второй, всем знакомый, превратился в грустный вальс, что для того времени было непривычно — песням о школе полагалось быть оптимистичными и бодрыми.

Исаак Дунаевский признавался:

— Поначалу был замысел создать песню об учительнице. Я получал много писем от учащихся с просьбой написать такую песню. Но она мне не удавалась. Получалась либо инфантильная песенка полудетского характера, либо обычная массовая лирика… Тогда я вспомнил, что у нас практикуются школьные балы с приглашением тех, кто раньше окончил эту школу и уже давно вошёл в жизнь, — и совершенно перевернул всю прежнюю идею песни и задумал такой школьный вечер, вечер трогательных воспоминаний о школе. Тема учительницы вошла в этот замысел как неотъемлемая часть воспоминаний. Формой песни стал вальс. Вальс господствует, вальс звучит, и его звуки будят воспоминания.

Но где бы ни бывали мы,
Тебя не забывали мы,
Как мать не забывают сыновья.
Ты – юность наша вечная,
Простая и сердечная,
Учительница первая моя!
Из песни «Школьный вальс»

К слову, после дебюта песни (первым её исполнителем был певец Георгий Виноградов) она подверглась острой критике. В журнале «Советская музыка» разместили статью, автор которой утверждал, что в «Школьном вальсе» якобы «музыка находится в явном разрыве с поэтическим содержанием и напоминает этакий разбитной гусарский вальс».
Однако вопреки мнению недоброжелателей песня набирала популярность, звучала на Всесоюзном радио. Конечно же, её услышала и бывшая воронежская школьница, а к тому времени студентка Воронежского медицинского института Юлия Плахотник. Она снова написала Дунаевскому, чтобы выразить свои чувства по поводу «Школьного вальса».

Вскоре от композитора пришёл ответ:

«Дорогая Юля! Ваше письмо меня тронуло очень глубоко. Оно послужило тем отзвуком на мой «Школьный вальс», которого я, как это ни покажется странным, ждал. Да, ждал, и именно от вас. Я не скажу, что мысль о создании школьной песни явилась у меня в связи с вашим тем, давним письмом. Нет! О школьных песнях я всегда думал, да и писал их если не по прямому назначению и если не на прямую тему, то, во всяком случае, на близкую к школьной тематике. Но ваше письмо, безусловно, ускорило то творческое внутреннее брожение, которое является залогом создания произведения… Считаю своим долгом послать вам на память экземпляр «Вальса».

В какой именнно школе училась девочка, написавшая письмо легендарному композитору, долгое время оставалось загадкой. Однако журналисты смогли её разгадать. На радиопередачу, посвящённую истории «Школьного вальса», откликнулись жительницы Воронежа Раиса Георгиевна Свешникова и её дочь Нина Валентиновна Строкова.

— Я училась в женской школе № 8, — поделилась Раиса Георгиевна. — Поступила в неё в 1940 году. Во время войны в связи с эвакуацией пропустила один год учёбы. После освобождения Воронежа мы, школьники, продолжали учёбу и одновременно вместе с учителями восстанавливали школу. Помню, учителя наши жили в блиндаже рядом со школой. Юлия Плахотник училась на класс младше меня. Вместе с ней мы в редколлегии выпускали школьную стенгазету. В школе все знали, что она написала письмо Дунаевскому.

О том, чтобы такая замечательная история стала предметом гордости школы № 8, расположенной на Московском проспекте, мечтает наш постоянный читатель Юрий Лисовский. Он обратился в редакцию TV Губернии и газеты «Коммуна» с предложением напомнить о ней воронежцам, а также с пожеланием к руководству города — помочь установить на здании учебного заведения мемориальную табличку. Есть же, например, в Саратове памятник песне «Огней так много золотых…» из советского кинофильма «Дело было в Пенькове». Так почему бы не сделать памятник «Школьному вальсу», вписав историю его создания в летопись школы № 8 и в целом города Воронежа?

Наталья СТОЛПОВСКАЯ

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.52955007553101