Воронежцы проводили Масленицу по традиционному обряду
Частично в онлайн-формате, но всё же проводили. Широкую Масленицу отметили в столице Черноземья. Тематические праздники, спортивные фестивали, народные забавы и игровые площадки организовали в каждом районе города, студенты института искусств уже многие годы провожают зиму по всем канонам, обычаям и традициям. На столб, правда, за подарками не влезали, но чучело Масленицы сожгли.
Широкая масленица для студентов воронежского института искусств и гостей праздника по традиции начинается с порога общежития. Готовились тщательно. Народные костюмы, вся соответствующая мероприятию атрибутика, и конечно же, блины. Для слушателей факультета этномузыкологии, которые занимаются изучением традиционной культуры, а потом несут ее в массы — в воронежских школах искусств и музеях — все эти традиции, говорят, — уже как отче наш.
Галина Христова, доцент кафедры этномузыкологии ВГИИ:
– Костюмы у наших студентов этнографические, праздничные костюмы воронежских крестьян, конца 19-го – начала 20 века. Большую имеют ценность. И мы не придумываем — мы ездим в экспедиции. Собираем материалы, потом вот это все выносим сюда. Единственное что, у нас в губернии практически не существовало специальных обрядовых масленичных песен. Потому что территория более позднего заселения. А это более архаичный пласт фольклора. Поэтому песенный материал может использоваться и из других губерний.
Вера Новосельцева, студентка кафедры этномузыкологии ВГИИ:
– Я отвечаю сейчас, да, за блины. Потому что у нас будут проводиться конкурсы для детей, ну и какая ж масленица без блинов, куда ж без блинов, ну такая горка блинов, чтобы всех угостить. Так на самом деле блин — поминальная еда, один из самых древних видов выпечки, который когда-либо был, потому что что легче — смешать муку с водой и вылить на раскаленную сковородку. Это самое простое,что может быть.
Само основное действо начинается во дворе общежития. Пока одни устанавливают чучело масленицы, которое, кстати, также заботливо соорудили студенты, с гостями праздника водят хороводы, поют русские-народные песни частушки, а за участие в играх раздают блины.
Галина Сысоева, заведующая кафедрой этномузыкологии Воронежского государственного института искусств:
– Масленица должна быть в каждом дворе. Все семьи, в каждом доме празднуют масленицу на самом деле, это тот праздник, который не ушел из быта. Знаете, есть городские мероприятия, по сценарию. А здесь немножко спонтанно, как чувствуем, как знаем. Ни микрофонов, ни сцены, гуляют, играют в игры, поют песни, частушки, блины, такое какое-то искреннее, домашнее
Александра Самотягина, доцент кафедры этномузыкологии ВГИИ и художественный руководитель фольклорного ансамбля «Паветье»:
– Думаю, самая главная традиция, которая в сознании наших людей осталась, то что на этой неделе надо ходить в гости, и этот самый блин, который объединяет современное общество. Все знают, что на масленицу жарятся блины, ими угощают. А уж люди пытливые, которые держат семейные традиции, они понимают, знают, и тещины вечерки, обязательно приходят, человек, который имеет семью. Понимает. Что семью надо все время держать.
И хотя на столб за призами добрых молодцев решили не загонять, от самого главного ритуала праздника, конечно же, не отказались.
Анна Медведева, корреспондент:
– Прощай, Масленица, душа, на следующий год опять приезжай — Гори-гори ясно. Чтобы не погасло. Глянь на небо — птички летят, колокольчики звенят.
Кстати, знатоки традиций, студенты кафедры этномузыкологии говорят: в пламя погибающей масленицы-зимы можно бросать все старое и ненужное, чтобы привлечь в жизнь новое и хорошее, а после того, как главная героиня праздника превратится в пепел, его нужно развеять над полями, во имя будущего богатого урожая. Впрочем, главное, говорят, верить. Что впереди — хороший светлый год. До следующих проводов зимы.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.