Ветеран боев за Воронеж: желаю молодежи порядочности
Самое большое захоронение павших в боях за Воронеж — Братская могила №1. Сегодня здесь традиционная акция памяти прошла с учетом всех эпидограничений. Не будет в этом году и январской реконструкции «Битвы за Воронеж». Но почтить память защитников города и даже пообщаться с очевидцами событий 25 января 1943 года нашим корреспондентам ничто не помешало.
Традиционное возложение венков на Чижовском плацдарме по случаю дня освобождения Воронежа на этот раз проходит в звенящей тишине. Без роты почетного караула и торжественных залпов, без юнармейцев и сотрудников районных предприятий и организаций. Правила диктует пандемия: социальная дистанция, маски и собравшихся — всего пара десятков человек от управы Ленинского района.
Сергей Ситников, руководитель управы Ленинского района:
— Мероприятия проводятся, большинство в онлайн-режиме, потому что нельзя собираться, в них принимают участие дети, но у нас уже, в принципе, практически год мы в таком режиме работаем, уже есть наработки общения в онлайн режиме, так что все мероприятия мы в обязательном режиме проводим, они не откладываются. Знаете, я хотел бы поздравить всех тех, кто участвовал в освобождении нашего прекрасного города, пожелать нам успехов, здоровья, благополучия, сегодняшним жителям и гостям города, молодому поколению, хотелось бы пожелать, чтобы они помнили то, что происходило в годы Великой Отечественной войны.
Возложила цветы к братской могиле на Чижовском мемориале и Председатель Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк Наталия Цайтлер.
Наталия Цайтлер, Председатель Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк:
— Я только начинаю знакомиться с Воронежем, с его историей, по мере того, как я ее узнаю, я проникаюсь все большим уважением не только к городу, а на самом деле, к людям, которые здесь жили и живут. Безусловно, Воронеж — город героев, город подвигов, и на самом деле, сегодняшний день, дата, которую мы отмечаем, тому подтверждение. Насколько это важно? Это очень важно. Для наших ветеранов. Я им от всей души желаю здоровья и долгих лет жизни каждому из них.
Знаменитая Чижовка, она же — Братская могила №1. Самое большое захоронение времен Великой Отечественной в Воронеже. Здесь покоятся более 15 000 бойцов, но известны фамилии лишь 3,5 тысяч. Именно отсюда был нанесен один из главных ударов по вражеским войскам при освобождении города зимой 43-го. В тот день, 25 января 78 лет назад с Чижовского плацдарма началась Воронежско-Касторненская операция. Тех, кто тогда видел все воочию, в Ленинском районе осталось трое.
Евгений Правдухин, председатель совета ветеранов Ленинского района:
— Участников войны, к сожалению, на сегодняшний день осталось 55 человек. Из них 3 защитника Воронежа. 10 участников блокады, блокадники так называемые. И 1 со Сталинградской битвы. Многие, к сожалению, из дома уже не выходят. Есть у нас три таких — им уже по 97 лет, вот, например, Рудин Семен Моисеевич, представьте себе, ему 97 лет, а он каждый понедельник ходит в баню, Мошканцев Павел Семенович, ему 96 лет, но такого живчика я еще не видел, это белая зависть. Есть у нас участники, которые могут и рассказать, и показать, к сожалению, их становится все меньше и меньше.
А вот и третий герой-освободитель. Несмотря на свои 95, Анна Глебова бодра, в курсе всех событий и всегда рада гостям. Сокрушается, что не накрыла стол к их приходу. А еще — что в квартире летом темно из-за густой листвы за окнами, а управляющая компания, дескать, пилить ветки не спешит. Гости — от управы — обещают: все сделают. По случаю памятной даты привезли в подарок Анне Степановне чайный сервиз и теплый плед.
О том, что Воронеж освобожден от фашистов, Анне Глебовой и другим фронтовым медсестрам сообщили прямо под пулями. И сразу же отправили дальше — спасать раненых бойцов уже в Сталинграде. Но 25 января Анна Степановна считает таким же великим, как и 9 Мая. О войне говорит мало. Мол, хорошего ничего. А плохое старается забывать. Помнит только, как ей, 16-летней девчонке, предложили выбор: в окопы или в медсанбат. Выбрала второе. Где ей дали прозвище Аня Маленькая. За то, что однажды уснула среди
перевязочного материала, в затишье между обстрелами.
Анна Глебова, ветеран Великой Отечественной войны:
— Меня искали-искали — меня нет. Прихожу уже когда светло, уже на следующий день, у всех глаза такие: где ты была? Я говорю, в раю. Потому что тишина, мягко, ваты много. Я прикорнула на 2 минутки, а проспала почти сутки. Потом после меня ходили, которые набирали вату там, что ж вы не видели ее там? — Да, говорят, она маленькая — мы ее не заметили. С тех пор меня в медсанбате стали звать Аня Маленькая.
Анна Степановна, как и большинство ветеранов, вовсе не считает себя героиней, медали за победу над Германией, Японией, за боевые заслуги, смеясь называет «Мои игрушки». Новым поколениям желает коротко, но ёмко: «порядочности». А еще – чтобы помнили.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.