Полевой сезон раскопок завершился в воронежских Костёнках
В Костёнках завершились полевой сезон-2021 и научно-практическая конференция «Рогачёвские чтения». В первый день учёные со всей страны обсуждали доклады, а вот второй был полностью посвящён осмотру археологических разрезов и раскопов.
«28 июня 1879 они начинают копать в этом месте и к вечеру этого дня на глубине 1,6 метров от поверхности они находят под слоем чернозема. Остатки костей, рядом с ними кусочки охры, каменные орудия — доказательства древней жизни». Так учёным Иваном Поляковым в Костёнках была найдена первая стоянка, рассказывает главный научный сотрудник Ирина Котлярова. Экскурсия начинается со святая святых — здания музея-заповедника. Причем слушатели — не просто туристы. Это маститые учёные из разных уголков России, поэтому погружение в материал более глубокое, чем обычно.
Ирина Котлярова, главный научный сотрудник музея-заповедника «Костенки»:
– Сверху всё это покрывается шкурами. Скорее северного оленя, потому что у мамонта шкура очень тяжёлая, 10 см толщины сама кожа, под брюхом почти полметра, с боков почти 1,5 метра свисает шерсть. Шкуры северного оленя — очень тёплые. Оказывается волос северного оленя внутри пустой, который работает по принципу термоса.
Пока одни знакомятся с музеем и историей исследований, другие детально изучают знаменитую 11-ю стоянку. Если для обывателей это просто нагромождение костей, то для археологов — руины древнего жилища и любой обломок, скол – несёт ценную информацию. Сейчас учёные в состоянии определить – специально были разломаны кости или случайно. Это помогает погрузиться в быт людей, живших несколько десятков тысяч лет назад, а заодно узнать, какой тут был климат. За каждым открытием стоит колоссальная работа различных учёных и тысячи экспериментов.
Наталья Ахметгалеева, заведующая отделом археологии Курчатовского краеведческого музея:
– Например, раскалывание свежего бивня будет отличаться от расслоения старого бивня, который будет расслаиваться как дерево по конусам роста и совершенно отличается от обработки бивня, который находится в замороженном состоянии, особенно при минусовых, например, при -25 и больше, когда он превращается в стекло. Это использовал древний мастер, чтобы колоть буквально как камень, как кремень и создавать основы для будущих изделий. Эксперименты с бивнями делали питерские коллеги в условиях, приближенных к тем условиям, за полярным кругом.
Экскурсия плавно перетекает на ближайший к музею раскоп — жилой комплекс ケ3 той же одиннадцатой стоянки. Сейчас работы приостановлены – площадка готовится к музеефикации. В коллекции обнаруженных тут артефактов более 10 тысяч предметов из камня и кости. Снятый на этом раскопе грунт шел на промывку, поэтому ни одна находка не ускользнула. Датировка – более 20 тысяч лет назад – самый холодный период в Костёнках. Древние люди жили в лесотундре. Помимо костей и шкур мамонтов стройматериалов у них не было.
Сергей Лисицын, старший научный сотрудник отдела палеолита Института истории материальной культуры РАН, кандидат исторических наук:
– Я думаю, что 90% тех костей, которые найдены в культурном слое — это не кости убитых животных, это кости, которые специально собирали по тундре, в излучинах рек, куда прибивались туши мамонтов, притаскивали и из них делали конструкцию. По сути они изобрели технологию, которая нам известна и сейчас – мы её знаем как железобетон. Ни бетона, ни железа они не знали, но им нужно было сделать толстые стены с хорошей теплоизоляцией, потому что жили они в ледниковом периоде и достигали они этого с помощью арматуры из костей, которая обмазывалась глиной, уплотнялась.
Показали учёным и один из древнейших в Восточной Европе памятников эпохи верхнего палеолита. Стоянку Костенки-17 нашли прямо в огороде у местного жителя, поэтому после полувекового перерыва в раскопках участок археологам пришлось выкупить. Культурный слой тут богатейший – более 42 тысяч лет.
Александр Бессуднов, старший научный сотрудник отдела палеолита ИИМК РАН, кандидат исторических наук:
– То есть когда человек из Африки Homo sapiens расселялся по Европе, он в том числе из первых мест в качестве посещения оставил здесь в Костенках. И вот эта продвинутая индустрия с подвесками, с уникальными каменными изделиями. Есть просверленные белемниты. Раньше считалось, что сверление — это только достижение неолитической эпохи. А здесь оказалось, что на 30-35 тысяч лет гораздо раньше появилось, чем принято думать.
Надежда Платонова, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН:
– Я действительно поняла, это были настоящие люди. Не протолюди, не недолюди, это были люди, создавшие очень сложную интересную культуру. Приехала сюда впервые в 2002 году и меня потрясли эти места и вот эти раскопы.
Научно-практическая конференция, частью которой стала эта экскурсия, объединила почти 90 ученых со всей страны. В этому году традиционный формат таких слетов впервые расширили и дали название «Рогачевские чтения» в честь легенды археологии Александра Рогачёва.
Ирина Котлярова, главный научный сотрудник музея-заповедника «Костёнки»:
– Александр Рогачёв открыл самое большое количество стоянок в Костенках. Потому что он здесь безвылазно жил. Потому что он здесь учил своих детей в Костёнковской школе, потому что здесь его все называли Николаичем, потому что этот человек заботился об охране наследия. Потому что он был прекрасным археологом. Потому что он совершил в 50-е годы переворот во взглядах на археологию и потому что именно этот человек был инициатором создания музея в Костёнках. Никто другой, а именно он.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.