Сколько проехал — столько заплатил: как работал первый трамвай в Воронеже

Самым главным общественным транспортом Воронежа в течение десятилетий оставался трамвай. Сегодня мы расскажем о его возникновении и становлении, а также о том, где проложили первые маршруты, куда ходили только грузовые вагоны, и в каком романе описан воронежский трамвай.
Конкурент конки
В начале ХХ века по Воронежу можно было прокатиться в конке. Тихоходные вагончики, которые тянули по рельсам лошади, уже не устраивали воронежцев. Растущему губернскому городу требовался современный общественный транспорт, который удовлетворял текущие потребности, был экономически выгоден и вдобавок имел потенциал для развития. В 1912 году на заседании городской Думы Воронежа началось обсуждение строительства электрического трамвая.
К тому времени этот вид транспорта уже завоевал популярность в России. Первый в империи электрический вагон побежал по рельсам в Киеве в 1892 году, а вскоре трамваи появились в Нижнем Новгороде, Курске, Орле, Москве, Казани и десятках других городов.
Как ни странно, в Санкт-Петербурге передовой транспорт запустили гораздо позже, только в 1907 году. Хозяева столичной конки отчаянно противились конкуренту и не допускали его появления на улицах. Поэтому несколько лет трамвай там ходил только в зимнее время по льду Невы.
В Воронеже наличие вагончиков с лошадками тоже осложнило строительство трамвая. Дело в том, что на главных улицах города уже лежали рельсы конки, которая принадлежала частной компании. Из-за этого прокладку трамвайных путей пришлось проектировать по обходным маршрутам.
Пуск трамвая в Воронеже потребовал серьёзных расходов — 1,3 млн рублей (на современные деньги – около 10 млрд рублей). В эту сумму были включены строительство всей необходимой инфраструктуры, в том числе трамвайного депо, а также закупка вагонов и электрооборудования. К середине 1914 года работы были в основном закончены, оставалось дождаться поступления самих трамваев. Их, как и электрооборудование, собирались приобрести в Германии. И тут началась Первая мировая война…
Герой великого романа
Вначале воронежская Дума безуспешно пыталась найти замену немецким вагонам в России. Затем вызванный войной экономический спад становился всё острее, и было уже не до трамваев. Пуск электрического транспорта отложили до лучших времён.
Конка не пережила Гражданскую войну, и Воронеж остался безо всякого общественного транспорта. В 1924 году уже новые городские власти всерьёз занялись проблемой трамвая. Решено было изменить дореволюционный проект и проложить трамвайные пути взамен рельсов конки по главным городским улицам. Первый маршрут трамвая «Вокзал—Маслозавод» почти совпадал с первым маршрутом конки. (Маслозавод находился в районе современного цирка). Торжественное открытие трамвайного движения состоялось 16 мая 1926 года. В тот день на линию вышли четыре вагона Коломенского завода.
Историю строительства воронежского трамвая Илья Ильф и Евгений Петров изобразили в романе «Двенадцать стульев». Остап Бендер и его компаньон Воробьянинов побывали на митинге в связи с открытием первого маршрута. И хотя город, в котором происходит действие, назван Старгородом, воронежцы легко узнавали в нём знакомые черты.
Воронежский трамвай
Трамваи серии Х, которые использовались в довоенном Воронеже, показались бы сегодня некомфортными. В них были жёсткие сиденья и узкие входные двери, отсутствовало отопление, а уж о кондиционере тогда никто даже не мечтал. Да и скорость, по современным меркам, оставалась весьма скромной. Но для воронежцев трамвай был не только транспортным средством. Он казался приметой нового времени, символом движения к лучшей жизни. С конца 30-х годов в Воронеже их красили в ярко-синий цвет, а по фонарикам с цветными стёклышками в тёмное время можно было узнать номер маршрута. У первого были белые фонари, у второго — голубые, у третьего — зелёные и т.д.
Вскоре после открытия трамвая была проложена вторая линия до Центрального парка, которую в 1933 году продлили до района СХИ. В 1927 году трамваи пустили по улице Плехановской, и в поговорку вошло объявление вагоновожатых: «Площадь Застава, вокзал налево, тюрьма направо». А в 1934 году трамваи впервые пошли на левый берег по новому Вогрэсовскому мосту. Конечная одного из маршрутов была у Чернавского моста. А дальше в сторону современной Адмиралтейской площади шла линия грузового трамвая.
Большинство линий были однопутными, а чтобы разминуться со встречным вагоном, надо было дожидаться его на разъезде. В 1935 году «Коммуна» описала случай, когда два встречных трамвая полчаса ждали друг друга на ближайших разъездах, не решаясь поехать первыми. Движение восстановилось только после того, как на разведку отправили пассажиров.
Накануне войны
Стоимость проезда зависела от расстояния и составляла от 10 до 20 копеек. Кондуктор отрывал билеты от нескольких цветных рулонов, как в стихотворении Маяковского:
— Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые —
зеленые,
красные
и голубые.
Впоследствии для удобства ввели единый тариф независимо от расстояния. Были и льготные категории населения, в том числе дети. Причём критерием для них был не возраст, а рост. Ниже метра — катайся даром, выше — плати, как взрослый. С тех пор и появилось выражение «метр с кепкой».
«Трудно себе представить Воронеж без трамвая», — писала «Коммуна» 16 мая 1941 года. За 15 лет длина воронежской трамвайной сети превысила 60 км. Электрический транспорт охватил все районы города. По улицам ездили 152 вагона, в том числе 80 моторных. Ожидалось, что до конца 1941 года воронежские трамваи перевезут 100 млн пассажиров.
Дальнейшее развитие воронежского трамвая прервала Великая Отечественная война.
В первый военный год поступило указание отправить самые новые трамвайные вагоны на восток страны. Но воронежцам стало жалко расставаться с лучшей техникой, и они пошли на хитрость — в эвакуацию уехали старые машины. В то, что враг сумеет дойти до Воронежа, тогда не верилось.
Трамваи ходили по городу вплоть до начала уличных боёв, и почти все оказались уничтожены. На многих фотографиях военного Воронежа видны застывшие среди руин остовы вагонов, до последнего возившие пассажиров. Эти трамваи оставались напоминанием о мирной налаженной жизни, уничтоженной фашистами
КСТАТИ
Историю строительства воронежского трамвая Илья Ильф и Евгений Петров изобразили в романе «Двенадцать стульев». Остап Бендер и его компаньон Воробьянинов побывали на митинге в связи с открытием первого маршрута. И хотя город, в котором происходит действие, назван Старгородом, воронежцы легко узнавали в нём знакомые черты.
СТАТИСТИКА
Количество трамвайных вагонов* в Воронеже с 1928 по 1935 годы:
1928 – 26;
1932 – 57;
1934 – 81;
1935 – 104.
* — количество моторных и прицепных вагонов
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.