Ради Олимпиады-80 воронежская семья доехала до Москвы на велосипедах

С 19 июля по 3 августа 1980 года Москва принимала XXII Летние Олимпийские игры. Кроме непосредственных участников соревнований, попасть на Олимпиаду могли избранные. В числе тех, кому это удалось, оказались шестеро воронежцев — представителей спортивной семьи Шамардиных. Через их воспоминания окунёмся в атмосферу олимпийской Москвы, где соревновались лучшие атлеты планеты, ставились рекорды, праздновались победы…
Столица Советского Союза, украшенная праздничной атрибутикой и флагами со всех уголков мира, готовилась принять более 5000 атлетов из 80 стран. Улицы, бульвары и парки сияли чистотой. Гостиницы заполнялись иностранными туристами. В малолюдном городе (все помнят, что накануне Олимпиады из Москвы за 101-й километр были высланы бродяги, алкоголики и прочие асоциальные элементы) ощущалось приближение чего-то масштабного и значительного.
Семейный подряд
19 июля должно было состояться торжественное открытие Олимпиады-80. А накануне, 18 июля, в газете «Советский спорт» появилась небольшая заметка следующего содержания:
«Необычная группа из шести велосипедистов пересекла кольцевую дорогу. Лейтенант ГАИ Александр Щербаха, встречая гостей на Варшавском шоссе, в путёвках «Спутника» с изумлением прочитал фамилию «Шамардины» шесть раз!
– Всей семьёй приехали? — спросил он у голубоглазой девушки?
– Что вы, нас здесь только половина, — ответила Татьяна Шамардина, инженер Воронежского завода тяжелых механических прессов.
Таня и пять её братьев — дети потомственного железнодорожника, мастера и кандидаты в мастера спорта. Пять дней назад они стартовали из Воронежа по маршруту — Елец- Ефремов -Тула-Москва. Теперь путешествуют пешком по олимпийским аренам».
Подарочный заезд
Спустя 45 лет герои этой заметки — Александр и Татьяна Шамардины — побывали в редакции TV Губернии и поделились воспоминаниями об одном из самых ярких событий своей жизни.
— Наша семья родом из деревни Котовка Касторенского района Курской области, — рассказывает Александр Шамардин. — 12 братьев и сестёр, и практически все мы с детства дружили со спортом. Первым велосипедом увлёкся старший брат Алексей. Следом, друг за другом, подтянулись остальные.
Высоких результатов в спорте достигли Алексей и Михаил Шамардины — мастера спорта, участники и призёры всероссийских и всесоюзных соревнований по велокроссу. Дмитрий Шамардин и Александр Шамардин стали кандидатами в мастера спорта. В результате сложилась ударная четвёрка, которая выигрывала командные гонки на первенство Воронежской области, участвовала в соревнованиях разного уровня и была прекрасным примером для молодых спортсменов.
— Где-то за три недели до Олимпиады в качестве поощрения из областного комитета по физической культуре и спорта нам поступило предложение принять участие в велопробеге, — продолжает Александр Шамардин. — Мы сразу же загорелись. Кому не хочется побывать в олимпийской столице? К нашей четвёрке присоединились брат Сергей и младшая сестра Татьяна, которой на тот момент было 23 года. Тренировки не понадобились — мы свободно могли проехать 100 километров. Получили форму, обычные белые майки, и 15 июля стартовали от памятника Славы.
Тёплая встреча
Преодолеть за три дня 500 км дороги от Воронежа до Москвы для опытных велосипедистов оказалось довольно лёгкой задачей.

Машина сопровождения уехала далеко вперёд, оставив позади нашу шестёрку, — вспоминает Татьяна Шамардина. — Трасса была, конечно, не такая, как сейчас. Асфальтовое покрытие оставляло желать лучшего. Плюс постоянные подъёмы и спуски. Но мы осилили этот путь. У меня, как у менее опытной, один день мышцы приходили в себя. Но то, что мы увидели в Москве, быстро привело в чувства — усталость, как рукой сняло.
18 июля воронежцев встретила красивая цветущая столица. Образцовой чистоты улицы, бульвары и площади. Очищенная Москва-река, из которой можно было воду пить. И непривычное отсутствие суеты, что особенно потрясало.
— Нас радушно встретили, разместили в гостинице «Турист», обеспечили билетами на соревнования на все 6 дней пребывания в столице, — продолжает Татьяна Григорьевна.
Открытие Олимпиады, правда, Шамардины смотрели по телевизору, потому как билеты на церемонию оказались страшным дефицитом. В последующие шесть дней воронежцы успели посетить велотрек в Крылатском, бассейн «Олимпийский», где проходили соревнования по водным видам спорта, и, конечно, стадион «Лужники».
Организовано всё было на высоком уровне. К гостинице подавали автобусы, которые доставляли зрителей прямиком к олимпийским объектам. Там всё было с иголочки. На стадионах образцово-показательная организация, никакой толчеи. При этом стотысячные «Лужники» заполнялись полностью.
Дружба народов
— Иностранных гостей было много, — отмечает Александр Шамардин. — По понятным причинам не приехали американцы, объявившие нашей Олимпиаде бойкот. Но хватало англичан, немцев, финнов, которые громко кричали, размахивали флагами. Перед поездкой нас предупредили, чтобы мы взяли с собой небольшие сувениры для иностранцев. Мы набрали значков с основателем Российского флота Петром Первым. Все, кому мы их дарили, радовались. И только один поляк не взял и прокомментировал: «Нет, не надо. Петька Первый нам головы рубил».
В целом, «дети разных народов» относились друг к другу доброжелательно. Нешуточные страсти кипели больше на полях спортивных сражений.
— У меня на глазах наш трёхкратный олимпийский чемпион в тройном прыжке Виктор Санеев не долетел 11 см до золотого результата, — сетует Александр Шамардин. — Это было так обидно! А сколько было радости, когда в шоссейной велогонке победу одержала наша советская четвёрка, в которую, кстати, входил воронежец Юрий Каширин. До глубины души потряс золотой призёр эфиопский бегун Мирус Ифтер, который невероятными усилиями завоевал победу. Казалось, что он не бежал, а плыл по воздуху. Необыкновенно красиво! Кстати, я брал у него автограф, видел вблизи и был поражён: его грудная клетка оказалась широченной, а сам бегун крайне щупленький, невысокого роста. Откуда у него эта энергия — уму непостижимо!
Человеческие радости
Каждый день Шамардины приходили к началу соревнований, к 10 утра, а возвращались в гостиницу уже после 8 вечера.
Однако и в гостинице все продолжали жить олимпийскими событиями — смотрели по телевизору новости, читали газетные репортажи. В сувенирных магазинах гости покупали на память фигурки Олимпийского Мишки, посуду, футболки, платья и даже ковры с олимпийской символикой.
Надо отметить, что и за пределами стадионов гостей ждали открытия и непривычные для советского человека явления. Например, кафе-автоматы, передвижные автокафе с горячими сосисками. Пепси-кола, соки с трубочкой, йогурты, сервелат, баночное пиво — люди многое пробовали впервые.
— У нас остались замечательные оранжевые штормовки, — говорит Татьяна Шамардина. — Качественно сделанные, они служили не одно десятилетие. Мы узнавали их на фотографиях друг друга, и это всегда вызывало добрую улыбку и прекрасные воспоминания, как и вся наша поездка, которая завершилась 25 июля 1980 года.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.