Поможет ли интеллектуальная транспортная система избавить Воронеж от пробок

Национальный проект «Инфраструктура для жизни» предусматривает внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) во всех городах страны с населением свыше 300 тысяч человек. О том, как работает система ИТС, какие задачи она решает и какие проблемы поможет устранить в ближайшей перспективе, «TV Губернии» рассказал заместитель министра дорожной деятельности Воронежской области Руслан Верзунов.
Системный подход
В диспетчерской ИТС специалисты непрерывно мониторят дорожную ситуацию на улицах Воронежа. На большой экран выведена карта города со всеми светофорами, контроллерами и видеокамерами, подключёнными к системе. Сегодня в ИТС интегрировано 215 из 320 воронежских светофоров; остальные будут подключены в следующем году. На графиках отражена интенсивность транспортных потоков. При необходимости можно увидеть на экране и картину с видеокамеры.
Специалисты следят за оперативной обстановкой, отслеживают по датчикам и камерам информацию, и в случае необходимости передают её соответствующим службам. Но отслеживание автомобильных потоков — далеко не всё, на что способна ИТС. Система призвана накапливать информацию, анализировать её и помогать находить оптимальные решения транспортных проблем.
Основные задачи ИТС— снижение заторов и повышение безопасности дорожного движения. Уменьшение аварийности достигается благодаря снижению факторов, провоцирующих аварии, прежде всего в районе светофоров. Ещё одна важная задача — улучшение в мегаполисе экологической обстановки. Ведь чем меньше машин скапливаются в пробках, тем меньше выхлопные газы отравляют городской воздух.
Московский опыт
В Москве ИТС начали внедрять с 2010 года, и дорожная ситуация в столице изменилась в лучшую сторону. Справедливости ради следует сказать, что для развития транспортной системы московские власти одновременно с развитием ИТС активно строили новые магистрали и реконструировали старые, создавали транспортные развязки и вводили более рациональные схемы движения. Без новых развязок и хорд уменьшить столичные пробки при возрастающем год от года потоке автомобилей было бы нереально.
Московский опыт решили распространить и на другие крупные города. Проект по внедрению ИТС реализуется в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Регионам, которые подали и защитили заявку, было выделено федеральное финансирование. Воронежская область оказалась в числе первых. В 2022 году в нашем регионе провели проектные работы и приступили к внедрению системы. Первая очередь проекта состояла из трёх этапов, каждый из которых был рассчитан на год. Она начала работать летом 2024 года. Пока это лишь первоначальная база, основа, на которой система будет развиваться и совершенствоваться.
На проектирование и внедрение первой очереди ИТС было выделено 672 млн рублей. 75% средств — это федеральные деньги, а остальные выделены из областного бюджета.
Интеграционная платформа
«Мозг» системы — это программная часть, так называемая интеграционная платформа, в которую входят модули по различным направлениям.
Они призваны обрабатывать поступающую информацию и на её основе принимать решения. Так, подсистема светофорного управления предназначена для удалённого централизованного управления светофорами. Подсистема мониторинга параметров транспортных потоков – для сбора, обработки, хранения и передачи данных о параметрах транспортных потоков. Подсистема видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС – для распознавания, сбора и передачи информации о ДТП соответствующим службам. Подсистема метеомониторинга обеспечивает сбор данных о погодных условиях и состоянии дорожного покрытия. А подсистема управления «умными» остановками занимается обработкой информации о загруженности остановочных пунктов, а также о прибытии к ним соответствующих маршрутов.
Чтобы программа работала, ей нужны данные. Их получают с периферийного оборудования, которое находится на улицах. Это в первую очередь дорожные контроллеры, которые обеспечивают работу светофорных объектов.
Вторая группа — детекторы. Они нужны, чтобы снимать объёмы трафика транспортных потоков. Тактические детекторы, которых большинство, вместе с контроллерами установлены на перекрёстках. Они призваны накапливать показания по трафику в пределах конкретного перекрёстка и с помощью программы перенаправлять потоки транспорта. Стратегических детекторов – 23. Они стоят на магистралях при съезде и выезде из города и считают стратегические потоки, определяют утреннюю и вечернюю миграцию. За три года реализации ИТС в Воронеже было установлено свыше тысячи элементов периферийного оборудования.
Сейчас ИТС охватывает только ядро Воронежской агломерации — сам областной центр. С развитием системы она будет включать в себя и смежные районы области.
Горизонты планирования
Развитие ИТС будет продолжаться. Уже выделено финансирование на вторую очередь проекта. Она состоит из трёх этапов и рассчитана на 2025 — 2027 годы. А очередной горизонт планирования Министерства транспорта РФ и Росавтодора — 2030 год. Федеральный центр не только выделяет финансирование, но и определяет последовательность действий по развитию ИТС.
Важнейшая задача, на которую нацелена ИТС, — развитие воронежского общественного транспорта. В 2026 году планируется внедрение подсистемы управления общественным транспортом. Она позволит аппаратно управлять городскими пассажирскими перевозками, в частности, отслеживать выход на линию коммерческих маршрутов. В Воронеже появится реальный инструмент, который поможет координировать и контролировать общественный транспорт.
В 2027 году должна заработать цифровая модель транспортной системы города, созданная с помощью собранных и проанализированных ИТС показателей. Эта модель позволит разумно проектировать строительство
транспортных объектов и другие действия в сфере организации дорожного движения. Владея информацией, можно будет определить, где удастся оптимизировать движение без капиталовложений, а где придётся строить развязку или путепровод. Благодаря цифровой модели решения будут приниматься не предположительно, а на основе данных, полученных с детекторов ИТС.
Прежде, чем сделать цифровую модель, надо обеспечить соответствующую инфраструктуру. Необходимо вначале оборудовать датчиками и контроллерами 100% входящих в систему перекрёстков. Иначе данных будет недостаточно, и система будет работать некорректно.
Ещё одна задача ближайшего будущего — оперативное реагирование на дорожные аварии и устранение вызванных ими заторов. В перспективе планируется создание специальной региональной или муниципальной структуры, которая будет приезжать на ДТП и бесплатно оформлять европротокол.
Главную же цель, ради которой создаётся и внедряется ИТС, можно сформулировать просто — чтобы ездить по дорогам Воронежа стало быстрее, комфортнее и безопаснее.
ЦИФРА
672 млн рублей было выделено на проектирование и внедрение первой очереди ИТС.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.