Почему воронежский цирк строили столько же, сколько и Колизей в Риме

Вместо стройки – шапитмейстер
Через пять с половиной месяцев после освобождения Воронежа в Первомайском саду заработал цирк-шапито. Это было первое возвращённое в областной центр учреждение культуры. С той поры и вплоть до открытия стационарного здания в ноябре 1972 года представления проходили под брезентовой крышей.
Начиная с 1957 года тогдашний директор Воронежского цирка Николая Бурунский принялся буквально атаковать письмами местные и столичные власти. Вот, например, что он писал в обком партии и в «Союзгосцирк» в том же 1957 году: «Шапито в Воронеже находится в таком техническом состоянии, когда его надо или сносить, или постоянно реконструировать. В нынешних помещениях нельзя создать даже минимальные приемлемые условия ни для зрителей, ни для артистов, работающих в программах цирка».
В ответ приходили одни отписки: мол, понимаем вашу обеспокоенность, но пока придётся повременить со строительством стационарного цирка. Бурунскому ничего не оставалось, как ввести в штатное расписание такую, иначе и не назовёшь, экзотическую должность, как шапитмейстер. Это человек, который ежедневно проверял все узлы крепления шапито, следил за состоянием лебёдок, блоков, штурм-балок и всех узлов. Если же где-то намечалась неисправность, то тут же приступали к «латанию», то есть исправляли механизмы имеющимися подручными средствами. И так продолжалось ещё семь лет.
Ни шатко ни валко
В мае 1964 года стало совсем невмоготу, и по требованию коллектива Николай Семёнович Бурунский созвал общее собрание. Официальная повестка звучала так: «О строительстве стационарного здания цирка». Неофициальная – «доколе мы будем пребывать в условиях балагана». Разговор выдался шумный и категоричный. На этот раз и в областном комитете партии, и в столице, и в «Союзгосцирке» не оставили без внимания требование, поступившее из Воронежа. Было принято решение начать строительство в 1965 году. В мае того же года на стройплощадку пришёл первый отряд строителей СМУ-27 стройтреста №2.
Началось всё с рытья котлована в парке Ленинского района, больше известного как ЖиМ – живых и мёртвых. Когда экскаваторщики вырыли котлован под фундамент, то следом пришли каменщики. Вернее – каменщицы, и среди них Нина Молчанова и Александра Бурякова. Они как самые ответственные и дисциплинированные не подводили молодого мастера Петра Мирошниченко. А Веру Молчанову за трудовые заслуги даже наградили Почётным значком Центрального комитета комсомола.
В первый год строительства цирка было освоено 104 тысячи рублей при плане в 130 тысяч. На следующий год ситуация не только не улучшилась, а усугубилась. Из запланированного объёма работ на 300 тысяч рублей сделали на 73 тысячи.
Но самым провальным оказался 1967 год. Всё лето объект буквально лихорадило. Рабочих посылали на стройку, но тут же снимали и переводили на другие объекты.
Заслуженный строитель РСФСР, почётный строитель России и почётный гражданин Воронежа Виктор Ульянович Коновальчук рассказывал мне: «Я в то время являлся главным инженером строительного управления отделочных работ № 25. Весь лоск мы наводили в здании нового цирка: стеклили, штукатурили, полы настилали, делали малярку. Пришлось повозиться с утеплением крыши. По проекту предполагалось на бетонные конструкции положить рубероид. Но он недолговечен и к тому же пропускает влагу. И тогда мы решили использовать оцинкованное железо и не прогадали».
В памяти Виктора Ульяновича осталось и то, как на одном из собраний коллектива Воронежского цирка (на него пригласили и строителей) у одного из артистов буквально вырвался крик души: «Сколько нам ещё придётся выступать под этой портянкой?!» Под «портянкой» он имел в виду тот старый, с дырками и латками, шатёр шапито. «Те выстраданные, горькие слова артиста у меня остались в памяти на всю жизнь, — говорил Коновальчук. – Мы, строители, прекрасно понимали, что нужно форсировать возведение цирка. Но что мог сделать тот же начальник СМУ-27 Вячеслав Николаевич Калинин, которому постоянно шли указания свыше о переброске бригад на объекты оборонки, реконструкцию заводских помещений? В то время много возводилось промышленных объектов на левом берегу Воронежа».
В поле зрения «Коммуны»
Естественно, происходившая чехарда со строительством здания цирка не осталась без внимания журналистов областной газеты «Коммуна». Газета установила на стройке корреспондентский пункт, выступала в качестве своеобразного «толкача», регулярно рассказывала о сделанном и о том, в чём причины частых затиший на объекте. Этого, кстати, требовали читатели «Коммуны» в своих письмах в редакцию. Так, газета с возмущением рассказала, как при монтаже лестничных маршей не хватило ступеней. Почему? Обычная халатность и расхлябанность: вовремя не завезли.
Или другой случай: такая огромная стройка не имела подъёмных кранов. А их нужно было не менее трёх. Не прошло мимо внимания газеты и то обстоятельство, что ежедневно требовалось не менее сорока каменщиков и плотников. Прорабу же участка Н.С. Карпову выделяли не более десяти-пятнадцати человек.
Плохо-хорошо, но к осени 1972 года здание цирка подготовили к эксплуатации. Оно было рассчитано на 2400 мест. Высота от манежа до купола составляла 18 метров, что равнялось шестиэтажному дому. Внутри – мозаичный пол, стены из фанерованной древплиты, сплошные зеркальные сферы находились рядом с гардеробными.
Посвятили юбилею СССР
Торжества по случаю открытия цирка приурочили к 50-летию образования Советского Союза. С речами на открытии Воронежского цирка выступили председатель горисполкома Виктор Поспеев и управляющий Всесоюзным ордена Ленина объединением цирков Марк Цуканов.
Особенной была премьерная программа. Парад-пролог посвятили полувековому юбилею СССР. Один за другим выходили на манеж артисты с развевающимися флагами всех союзных республик. В их окружении, в самом центре арены, высоко подняли флаг Страны Советов. На манеж из проходов между рядами стали спускаться представители всех народов Советского Союза.
Самыми первыми из артистов той памятной программы вышли к зрителям воздушные гимнасты. Заслуженный артист Удмуртской АССР Александр Шкуренко и Елена Аннаева. «Они с необычайной быстротой поднялись по канатной лесенке под купол цирка, — сообщала «Коммуна», – и там, на головокружительной высоте, синхронно и предельно чётко продемонстрировали ряд постепенно усложнявшихся трюков».
В программе принимали участие Заслуженные артисты РСФСР музыкальные эксцентрики Елена Амвросьева и Георгий Шахнин со своим парным номером «Рапсодия». Порадовали искушённую воронежскую публику участники воздушно-акробатической сюиты под руководством Беленко роликобежцы Седовы, дрессировщик, народный артист РСФСР Виктор Тихонов со своим аттракционом «Бенгальские тигры».
В паузах к публике выходил замечательный клоун, которого воронежцы помнили ещё с довоенной поры, народный артист РСФСР Борис Вяткин. Во время войны он – участник фронтовых бригад. На его счету – участие более чем в тысяче прифронтовых концертов. Многократно бывал Вяткин в Воронеже и после войны. И вот новая встреча. Как всегда, от него не отходила его собачонка Манюня. Вяткин, как и его великий предшественник Анатолий Дуров, в своей клоунаде использовал дрессированных животных. На арену вместе с ним выбегали собаки, осёл, козёл, гуси. Именно после тех гастролей в народ пошла частушка, посвящённая Борису Вяткину:
Много дел смешных вершит
Не без хитрости, однако;
Там, где сам недосмешит,
Досмешит его собака.
КСТАТИ
Реконструкция здания Воронежского цирка стартовала весной 2024-го. Завершить строительно-монтажные работы планируется раньше заявленных сроков – в I квартале 2026 года.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.