По дороге в израильскую клинику сын повторял: «Мама, похоже, я умираю»

В последнее время ещё одной горячей точкой на карте мира стало больше. Арабо-израильский конфликт набирает обороты. Его невольными свидетелями стали воронежцы Владимир и Раиса Лихих, а также их 34-летний сын Игорь. В эти дни наши земляки находятся в Израиле. Но на Святую землю их привело не паломничество или желание отдохнуть на курортах Мёртвого моря. Вот уже полтора года родители борются за жизнь своего сына Игоря, которому врачи поставили страшный диагноз.
«Поездка в Израиль была для нас как полёт на Луну»
В апреле 2022 года жизнь семьи Лихих перевернулась с ног на голову. Игорю диагностировали онкологию. Для лечения редкой периферической т-клеточной лимфомы 4-й стадии была назначена химиотерапия.
До того как оказаться в больнице, Игорь на протяжении нескольких лет не мог выяснить, что происходит с его здоровьем. От нагрузок у парня постоянно поднималась температура, но многочисленные анализы и обследования не давали результата. Врачи лишь разводили руками и рекомендовали наладить режим труда и отдыха.
Узнав о диагнозе, семья была в шоке. Владимир и Раиса просили друзей и знакомых молиться о здоровье сына, который начал проходить курс химиотерапии. Однако друзья настоятельно советовали получить консультацию иностранных врачей, а ещё лучше — попасть на лечение в Израиль.
В отчаянии воронежцы отправили результаты анализов в одну из израильских клиник и получили приглашение на лечение, расходы на которое начинались от 50 тысяч долларов.
— Для нас эта поездка казалась не более реальной, чем полёт на Луну, — вспоминает Владимир Лихих. — Но при этом мы верили в то, что Господь нам поможет. Ведь для Него нет ничего невозможного.
Не надеясь на успех и даже немного смущаясь того, что приходится просить помощи, Раиса и Владимир начали собирать средства. И, о чудо, в короткие сроки деньги на лечение нашлись — друзья предложили закрыть депозит, племянник купил билет на самолёт, знакомые люди пожертвовали крупную сумму, а незнакомые начали присылать деньги после просьбы о помощи в соцсетях.
Трудный выбор
О том периоде Раисе Лихих тяжело вспоминать. На её глазах сыну, получавшему мощные химические препараты, становилось всё хуже. По словам женщины, жизненные показатели Игоря снизились до нуля, попутно он заразился ковидом и находился в критическом состоянии.
Что делать в такой ситуации? Стоит ли лететь? Как он перенесёт длительный перелёт? Можно ли рисковать? Эти и другие вопросы бесконечно обсуждали в семье Лихих и понимали, что цена ошибки — жизнь их сына.
За два дня до вылета Игоря выписали в тяжёлом состоянии с высокой температурой, он практически не вставал с постели. Но семья приняла решение лететь.
В аэропорту недалеко от Тель-Авива Раису и Игоря встретили родственники знакомых и разместили их у себя. Начался бесконечно тяжёлый путь на Святой земле, полный надежд и отчаяния.
Случайности не случайны
По дороге в клинику Игорь повторял: «Мама, похоже, я умираю». Когда доктора увидели результаты анализов, сразу же положили парня в реанимацию на долгих полтора месяца.
Тем временем почти все собранные средства ушли на обследование и пребывание в больнице. Правда, к лечению онкологии израильские врачи так и не приступили, ведь Игорю поставили новый диагноз — общий вариабельный иммунодефицит — заболевание, характеризующееся низкими уровнями иммуноглобулинов (антител) в сыворотке крови и повышенной чувствительностью к инфекциям. Требовалось лечение совсем другого плана.
— Доктора делали всё возможное и невозможное, но организм, ослабленный химиотерапией и ковидом, плохо поддавался лечению, — вспоминает те дни Раиса.
Через полтора месяца – новое испытание. У Игоря опять поднимается температура под 40 градусов.
— Доктора тогда сказали мне страшные слова: «Мы сделали всё, что могли — организм, к сожалению, не реагирует», — вздыхает Раиса. — А сын мужественно посмотрел на меня и произнёс: «Всё будет хорошо».
И опять чудо. На следующий день температура удивительным образом спала, состояние здоровья стало медленно улучшаться, и Игоря перевели на амбулаторное лечение. Семье предоставили жильё на территории клиники. При этом вдруг выяснилось, что около медцентра живёт бывшая одноклассница Раисы, которая помогла обосноваться на новом месте. При выписке на амбулаторное лечение клиника сделала приглашение и отцу парня, чтобы тот смог приехать и помогать сыну в период реабилитации.
— На сегодняшний день Игорь принимает иммуноглобулины, противовирусные и прочие препараты. С нами вновь случилось чудо — Игоря включили в детскую группу и бесплатно взяли кровь на генетический анализ, хотя такие исследования стоят от 30 тысяч долларов, — рассказывает Владимир Лихих.
Парень понемногу шёл на поправку. Каждые четыре недели его госпитализировали на процедуры, и весь персонал приходил смотреть, как Игорь выздоравливает — все видели его в тяжёлом состоянии и на коляске.
— Мы искренне верим в то, что Бог исцелит Игоря и он сможет вернуться к обычной, но уже обновлённой жизни. Такие события, которые с нами происходят, не бывают случайными — они коснулись сына, нас, родителей, и ещё большого количества людей. Они даны нам для того, чтобы преодолевать духовные, душевные, жизненные тупики, с которыми в обычной жизни мы не в состоянии справляться, — уверен Владимир Лихих.
Новые испытания
Если посмотреть фотографии Игоря, каким он был до болезни и в период кризиса, то можно подумать, что это два разных человека. Парень похудел с 85 до 47 килограммов. Долгое время он передвигался исключительно в инвалидном кресле при помощи окружающих. После месяцев восстановления молодой человек стал набирать вес и пытаться ходить самостоятельно. Но здесь новое испытание – арабо-израильская война. Впрочем, и до событий последнего времени семья Лихих не была в полной безопасности.
— Под свой первый обстрел мы попали год назад в Ашдоте (находится в 27 км от Сектора Газа — прим. ред.). Завыли сирены. Мы не понимали, что происходит. Соседи сказали нам спуститься в бункер, где можно укрыться от бомбёжки. Тогда система ПВО справилась с выпущенными ХАМАС ракетами, — вспоминает Раиса.
Сейчас воронежцы живут в древнем городе Назарет, который расположен на севере Израиля. Это место известно всем христианам, так как именно здесь прошли детство и юность Иисуса Христа. Назарет населён преимущественно арабами. Примерно две трети населения — мусульмане. Одна треть исповедует христианство. Семья Лихих посещает арабскую христианскую церковь.
После 7 октября, когда началась война, жизнь семьи Лихих опять изменилась.
По словам Раисы, они с сыном много времени проводят в бункере, который находится в их доме. Женщина рассказывает, что сейчас в Израиле ни один современный дом не принимают в эксплуатацию, если в нём не построены специально укреплённые комнаты — «мамад». Они полностью забетонированы, оборудованы металлической дверью и остаются невредимыми, даже если дом разрушится.
В старых домах таких защищённых комнат нет, но мирные люди могут укрыться от обстрелов в публичных бомбоубежищах. Некоторые из них расположены в магазинах. Такие комнаты оснащены приточной вентиляцией, в них есть вода и самое необходимое: чайники, лекарственные препараты, походные рюкзаки.
— Мы ложимся спать в одежде, потому что ночью может сработать сирена, а у нас есть всего минута, чтобы спуститься на три этажа вниз и спрятаться в бункере, — делится Раиса. — В остальном в Назарете всё спокойно: в магазинах есть продукты, жители ходят по своим делам.
Сколько семье Лихих ещё предстоит пробыть в Израиле, пока с уверенностью не может сказать никто. Раиса утверждает, что лекарств и оборудования, которые нужны сыну для лечения, в России нет. Кроме того, Игорю сейчас нельзя летать на самолёте и находиться среди большого скопления людей: у него очень слабый иммунитет и любая инфекция может его убить. Тем временем расходы на лечение растут с каждым днём.
— Анализы и процедуры здесь очень дорогие – у нас ушло уже более 120 тысяч долларов только на обследование и лечение, не считая трат на жильё и питание, — рассказывает Раиса. — Возможности наших друзей тоже уже иссякли…
На своей странице в соцсети «ВКонтакте» Раиса Лихих организовала сбор средств на лечение сына. Здесь же она рассказывает обо всём, что происходит с ними, отчитывается о потраченных средствах. Единственное, что остаётся неизменным в её жизни, — это вера в Бога, в то, что Он поможет сыну преодолеть все трудности.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.