Top.Mail.Ru
Воронеж ясно +21°C
USD
79.55
EUR
93.35
Предложить новость
Прямой эфир
21:02 Сегодня
9 мин
0
171

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Оторвалось крыло и начался пожар: как под Воронежем испытывали советский истребитель ЯК-9

21:02 2025-07-27
9 мин
0
171
Архивные фото

Первый полёт самолёт совершил 1 октября 1942 года. В период же сражений на полях войны было выпущено более 15000 боевых машин. В 1944 году по общему числу истребителей Як превосходил суммарное количество всех остальных истребителей советских ВВС. Его ценили за простоту в управлении, маневренность и более высокую скорость, чем у предшественников. Чтобы инженеры смогли довести машину до ума, несколько советских лётчиков-испытателей отдали свои жизни.

Из электромонтёров – в лётчики

Постановлением Государственного комитета обороны № 2880сс от 13 февраля 1943 года предписывалось сформировать к 15 апреля 1943 года истребительный авиакорпус № 5 в районе Бутурлиновки. Его командиром утвердили генерал-майора авиации Климова. В соответствии с приказом в составе 256-й истребительной авиационной дивизии на аэродроме в Бутурлиновке дислоцировался 3-й истребительный авиационный полк, в котором и проходил службу старший лётчик полка Николай Николаевич Голубев.

Николай Голубев

Николай Голубев родился 5 мая 1921 года в рабочей семье в Казани. Там же в 1936 году окончил семилетку. Потом была Москва и учёба в школе ФЗУ. Николай вступил в комсомол и после окончания училища, с марта 1938 по июль 1939 года, работал электромонтёром в стройтресте № 18 в Московской области. С сентября 1939 года по апрель 1940 года он трудился мотористом в Центральном аэрогидродинамическом институте. Это и предопределило его дальнейший путь в авиацию. С 12 апреля 1940 года курсант Качинской военной авиационной школы имени А.Ф. Мясникова Николай Голубев начал срочную службу в армии. Через год – он уже сержант, пилот-инструктор Качинской военной авиационной школы.

Погиб в испытательном полёте

Дальнейшие события Великой Отечественной войны, потребовавшие переезд военной авиационной школы, привели Николая Голубева в августе сорок второго в третью Запасную авиационную бригаду в Приволжском военном округе. Здесь переучивали лётчиков фронтового звена на новые типы самолётов, а также перегоняли боевые машины с заводов. В марте 1943 года старший сержант Голубев стал пилотом 32-го истребительного авиационного полка 5-й запасной авиационной бригады. Уже в мае 1943 года он получает первое офицерское звание младшего лейтенанта.

Испытательный полёт на Як-9 19 июня 1943 года стал для Николая Голубева роковым. В воздухе отвалилось крыло самолёта, начался пожар. Обгоревшего пилота в бессознательном состоянии доставили в Бутурлиновскую районную больницу. Принимавшая поступившего врач Лидия Арсентьевна Дубинина, впоследствии Заслуженный врач РСФСР, рассказывала, что площадь ожогов у лётчика оказалась несовместимой с жизнью.

Документы пилота сгорели в комбинезоне. Со слов сопровождавших он был записан как Голубев Николай Михайлович, капитан, 1920 года рождения. Похоронили его сотрудники больницы на городском кладбище.

Вскоре полк перебросили в район предстоящей Курской битвы, и потому не удалось уточнить паспортные данные погибшего. Кропотливая поисковая работа в преддверии 80-летия Великой Победы позволила внести изменения в паспорт захоронения и на памятник на могиле лётчика Николая Николаевича Голубева.

Избавлялись от конструктивных ошибок

В марте 1943 года командующий ВВС СибВО генерал-майор Шелухин в присутствии заведующего авиационным отделом ЦК ВКП(б) Будникова заявил, что в условиях боя на фронтах самолёты Як-7Б больше выходят из строя не от огня противника, а из-за конструктивных недостатков. Причины аварий крылись в том, что самолёты Як-7Б и Як-9 не имели тринадцатикратного запаса прочности, а лишь не более 6 крат. Это приводило к тому, что на выходе самолёта из пикирования при скоростях 530-560 километров в час наблюдался флаттер (вибрация) крыла.

Ровно через месяц после катастрофы в небе Бутурлиновки, 19 июля 1943 года, после взлёта ещё один самолёт перевернулся в воздухе и упал. Его пилотировал командир 32-го истребительного авиационного полка майор Колбасовский. Лётчик-ас, кавалер двух орденов Красного Знамени, полученных за победы в Испании, лично сбивший семь вражеских самолётов, Иван Георгиевич Колбасовский погиб и похоронен в городе Обоянь Курской области.

Иван Колбасовский

Обнаруживаемые технические недостатки самолётов серии Як исправлялись на местах инженерами из ОКБ Яковлева и на заводах. Конструктивно самолёт совершенствовался. К 1944 году удалось избавиться от многих дефектов.

Лётчики Колбасовский, Голубев и другие, погибшие при испытаниях самолётов Як-7Б и Як-9, сохранили жизни многим другим боевым лётчикам, впоследствии успешно воевавшим на самолётах, созданных в ОКБ Яковлева.

Интересный факт 

На истребителе Як-9 летал будущий маршал советских ВВС Александр Колдунов и лётчики эскадрильи «Нормандия-Неман».

Геннадий ОХОТНИКОВ

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.13351798057556