«Ночевать опасно, оставить страшно»: воронежцы охраняют аварийную двухэтажку от мародёров

Ремонт, который должен был продлить жизнь старой двухэтажки, оказался не во благо – стены покрылись трещинами, находиться внутри стало опасно. Корреспонденты TV Губернии побывали в проблемном доме и встретились с его жильцами.

Старый дом
Дом № 14Б появился на улице Богдана Хмельницкого ещё в 1951 году. Два этажа, один подъезд, восемь квартир. Первоначально в нём было печное отопление; газ провели только в 80-е годы. Перекрытия и межкомнатные перегородки – деревянные.
Три четверти века – почтенный возраст для такого строения. Дом-ровесник по соседству пошёл под снос уже на рубеже 90-х. Были планы расселить и 14Б. Но планы так и остались планами. К 2025 году жильцы двухэтажки дождались не новых квартир, а лишь капитального ремонта своего старого дома.
Как пояснили в областном Фонде капремонта, в 2025 году в этом доме предусмотрен капитальный ремонт фундамента и фасада: «Поскольку дом в настоящее время не признан в установленном порядке аварийным, нет юридических оснований для исключения его из региональной программы капитального ремонта и отказа от выполнения запланированных работ».
До запланированного ремонта фасада пока дело не дошло. В первую очередь рабочие взялись укреплять фундамент. Вокруг дома вырыли котлован глубиной около полутора метров.
Обнажилась и частично зависла в воздухе кладка фундамента из бутового камня. И старый дом треснул, как перезревший арбуз.

Новые трещины
Первыми заметили трещины в стенах не строители, а жители дома.
– 30 июня обкопали весь дом экскаватором, – вспоминает жительница дома Надежда Петровна, – а на следующий день начался треск в стенах. Мы испугались и вывели на улицу детей. По стенам пошли трещины. Дом продолжал трещать. Вечером вызвали сотрудников МЧС.
Строители укрепили фундамент, но появлялись новые трещины и на фасаде, и внутри квартир. В квартирах изгибались полы, перекашивались окна и двери, со стен сыпалась штукатурка, деформировались трубы. 2 июля было принято решение о расселении людей из опасного здания. В доме отключили газ, электричество и воду.
– Можно сказать спасибо управе Железнодорожного района и МЧС, они сработали на отлично, – считает житель дома Данила Никольский. – Быстро эвакуировали людей, помогли перевезти вещи. Предоставили временное жильё из резервного фонда – в Шилово и на Машмете.
Одни жильцы воспользовались предоставленным жильём, другие перебрались к родственникам. При этом с собой взяли только наиболее ценные вещи. Остальное имущество осталось в опустевшем доме, куда стали наведываться мародёры.
Народная дружина
Когда стены начали деформироваться, железную дверь одной из квартир на втором этаже заклинило. Дверь пришлось демонтировать. Те, кто пришли в пустующую двухэтажку за добычей, начали с помещения, куда было легче проникнуть. Мародёры срезали в открытой квартире батареи отопления.
О случившемся жильцы сообщили в прокуратуру Железнодорожного района. Оттуда в адрес отделения полиции № 1 направили письмо об организации круглосуточного дежурства для охраны имущества и пресечения правонарушений. Но в полиции обеспечить охрану дома отказались, ссылаясь на нехватку кадров. И тогда жильцы повесили замок на дверь в подъезде и организовали охрану сами.
– После ужина приезжаем во двор, – рассказала жительница дома Наталья Дорохина, – сидим в машине, время от времени обходим дом. Вначале несколько раз замечали посторонних, которые осматривали дом. Были ли это обычные зеваки или те, кто пришёл сюда на разведку, утверждать не берусь. Во всяком случае, видя нас, они уходили. Теперь ночью тишина, только слышно иногда, как отлетает со стен и потолков штукатурка. Такая жизнь продолжается уже два месяца. А ведь у нас и семьи, и работа…

Заштукатурим – будем жить?
Чтобы оценить состояние дома, собственники квартир на свои средства заказали независимую экспертизу. Документ, который составило ООО «Воронежский центр экспертизы и оценки», читается, как медицинское заключение неизлечимо больного человека. В нём подробно перечисляются все симптомы аварийного состояния здания. Вот, например, как описаны повреждения одной из квартир: «Сквозные трещины во внешних стенах, на стыке конструктивных элементов (стен, перегородок, перекрытий), перекосы оконных и дверных проёмов, просадки пола в помещениях, частичное разрушение стен». Вывод, который делают авторы заключения, вполне логичен: «Конструкции здания находятся в аварийном техническом состоянии и требуют полной замены», а сам дом «не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, техническое состояние является основанием для признания строения непригодным для проживания».
Однако справедливость этих выводов не разделяют в Фонде капитального ремонта. Там уверены, что работы в разваливающемся доме надо довести до конца, а все его проблемы решит ремонт фасада: «Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области также было заказано инструментальное обследование дома, которое показало, что здание подлежит капитальному ремонту. Были разработаны соответствующие проектные решения, которые позволят устранить все трещины и другие дефекты в стенах в рамках капитального ремонта фасада».
Открытый финал
27 августа в администрации Воронежа состоялось заседание межведомственной комиссии, посвящённое судьбе многострадального дома и его жителей. В состав комиссии входили специалисты из разных структур: отдела архитектуры, Бюро технической инвентаризации, пожарного надзора, Роспотребнадзора, МЧС. Возглавил её руководитель Управления жилищных отношений администрации Воронежа Олег Зацепин. На заседании присутствовали и жильцы дома.
Вопрос о судьбе дома пока не решён. Скорее всего потребуются дополнительные экспертизы, которые проведут в ближайшее время. Надеемся, что окончательное решение будет принято в интересах людей, которые уже два месяца фактически лишены собственного жилья.
Комментарий эксперта
Права жильцов
Олеся Лактюшкина, адвокат:
– Если дом признали аварийным, и он попадает под расселение, власти обязаны предоставить жильцам равнозначное по площади жильё. У собственников аварийного жилья при расселении дома есть выбор – получить денежную компенсацию за старую квартиру или получить в собственность другое благоустроенное жильё площадью не меньше старого. В отличие от собственника, наниматель жилья получить денежную компенсацию вместо новой квартиры не может.
Новое жильё должно быть предоставлено в том же населённом пункте, что и предыдущее.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.