Когда на улицах Воронежа появятся троллейбусы последнего поколения

Власти Воронежа задумались о передаче троллейбусной сети в концессию – на минувшей неделе губернатор Александр Гусев обсудил проект соглашения с уральской компанией «Синара – Транспортные машины». Переговоры с потенциальным партнёром продолжаются, и в случае успеха на улицах нашего города могут появиться троллейбусы с системой климат-контроля и анатомическими сиденьями.
Когда приступят к обновлению троллейбусов
О том, что воронежские троллейбусы могут отдать концессионеру, мэр Вадим Кстенин рассказал ещё в феврале этого года. Он заявил, что новый электротранспорт появится в течение пяти лет. При этом перевозчиком останется муниципальное предприятие «Воронежпассажиртранс», а частная компания вложится в электросетевое оборудование, хозяйство и подвижной состав.
– Будем брать троллейбусы сразу с возможностью автономного хода – то есть без проводов. Они себя хорошо зарекомендовали в других субъектах страны, – заключил мэр.
Деталей передачи в концессию до сих пор немного – известен только потенциальный партнёр. В мэрии рассчитывают представить проект будущего электротранспорта до конца года. По мнению сопредседателя воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрия Новикова, концессионеру придётся обновить больше 20 электроподстанций (всего их 31).
– На это, а также на замену контактной сети и поставку новых троллейбусов собственного производства концессионер, как я понимаю, возьмёт кредит в банке. Дальше в течение определённого срока с ним будут расплачиваться уже город или область, – считает Юрий Новиков. – Есть инсайдерская информация, что инвестор будет получать не только выплаты за счёт бюджетных средств, но и долю от билетной выручки. Точные цифры и источники финансирования мы узнаем только из договора. Помимо основных параметров соглашения остаётся открытым вопрос о стоимости проезда в новых троллейбусах. Будет ли в тариф заложена реновация подвижного состава? Пока ответа нет ни у городской администрации, ни у облправительства.
Какими будут новые троллейбусы
«TV Губерния» изучила технические характеристики электротранспорта от потенциальной компании-концессионера. Например, модель «Синара-6254» может пройти до 80 км без потребления электроэнергии из контактной сети. Также машины оборудованы системой книлинга для маломобильных пассажиров–это значит, что на остановках троллейбус будет немного наклоняться в сторону тротуара. Всего салон рассчитан на 37 посадочных мест.
USB-слоты для зарядки телефонов, Wi-Fi, система климатконтроля и анатомические сиденья – всё это может быть и в воронежских троллейбусах. Такого уровня комфорта наши пассажиры ещё не видели – даже автобусы с кондиционерами появились в столице Черноземья лишь прошлым летом.
Фото: sinaratm.ru
Опыт модернизации троллейбусной сети у группы компаний «Синара» уже есть. В 2021 году она заключила концессионное соглашение сроком на 15 лет с властями Челябинска. Причём в столице Южного Урала обновление электротранспорта полностью отдали на откуп инвестору: он обязан реконструировать троллейбусные депо, привести в порядок имеющиеся и построить новые тяговые подстанции, а также вывести на линию 168 новых троллейбусов. Кроме того, концессионер сам будет заниматься перевозкой пассажиров и собирать плату за проезд.
В Воронеже такой сценарий маловероятен: у нас, по словам мэра, перевозчик останется прежним. Но зато, опираясь на опыт другого региона, мы можем сделать предварительные выводы о надёжности инвестора – работы в Челябинске идут и обязательства выполняются.
Собирают троллейбусы там же, на базе Челябинского завода городского электрического транспорта. Пока готовы 20 машин – скоро они появятся на улицах города.
В каком состоянии троллейбусная сеть
С чем предстоит работать концессионеру, если соглашение будет заключено? После распада СССР Воронежу досталось огромное энергохозяйство. Благодаря 31 подстанции и нескольким сотням километров контактной сети в городе можно организовать движение около 500 троллейбусов. Но сейчас эта инфраструктура устарела и сильно изношена: после 1988 года в столице Черноземья не было построено ни одной новой подстанции, а к уже существующим начали подключать дома и соцобъекты.
– Многие подстанции не справляются даже с минимальной нагрузкой, которая есть сейчас. Всё держится на честном слове,– считает Юрий Новиков. – Даже с учётом того, что оставшиеся троллейбусы ещё крепкие и могут выдержать 3–4 года, энергохозяйство так долго без обновления не протянет. Необходима полная реновация – сейчас или никогда. Требуется перестройка депо и создание современного обслуживающего производства.
Сейчас в городе работают лишь три маршрута: № 7, № 11 и № 99. В единственном троллейбусном депо числится 48 машин, но не все из них в пригодном техническом состоянии. По будням на линию выходит около половины, а в выходные– не больше четверти от общего количества. Такое сокращение объясняют падением пассажиропотока. Неудивительно, что троллейбусы убыточны. В 2022 году себестоимость организации перевозок составила 87 млн рублей, а доход – всего 27 млн рублей.
Несмотря на такое плачевное состояние отрасли, в мэрии, по словам замруководителя управления транспорта Максима Захарова, не собираются закрывать троллейбусное движение (такие опасения высказывали общественники).
– В текущем виде троллейбусы, например, 2004 года выпуска на линию выходить не должны, – считает Максим Захаров. – Им на смену должны прийти новые комфортные машины, доступные для маломобильных групп населения.
Будем надеяться, опыт передачи электротранспортного хозяйства в частные руки будет успешным. А там, глядишь, после возрождения троллейбуса и до трамвая очередь дойдёт… Тем более, что потенциальный концессионер подобные проекты продвигает во многих крупных городах страны.
СПРАВКА «TV ГУБЕРНИИ»
Троллейбусная сеть начала работать в Воронеже в ноябре 1960 года. К концу 1963 года протяжённость троллейбусных линий увеличилась почти до 50 км, по городу тогда ездило 80 машин. А за первые пять лет работы троллейбусы перевезли свыше 362 млн пассажиров. Для сравнения, в городе тогда жили не больше 600 тыс. человек.
В ТЕМУ
Строительство метробуса в Воронеже может начаться в 2024 году
Как сообщил губернатор Александр Гусев, строительство осевой транспортной магистрали метробуса власти могут начать после запуска дублёра Московского проспекта. Это должно произойти в 2024 году. Вместе с этим региональные власти собирались представить проект метробуса на заседании Экспертного совета при Минтрансе России в марте, однако встреча не состоялась. На какую дату её перенесли, пока не известно. Напомним, что метробус – это система организации общественного транспорта, при которой он движется по отдельной отгороженной полосе.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.