Кладбище под окнами: откуда взялись забытые могилы посреди частного сектора в Воронеже
Напрягая моторы, по крутой улице Грамши движется поток машин. А чуть в стороне от оживлённой трассы параллельно ей неспешно поднимается в гору тихая улица Артековская, одна из многих подобных на Чижовке. Но немного пройдя по ней, замечаешь нечто необычное. Вдоль улицы, с трёх сторон окружённый заборами частных подворий, находится участок с могильными крестами. Это Артековское кладбище, закрытое ещё в 1950 году.
Три четверти века
На кладбище – несколько десятков могил. Нет ни ограждения, ни дорожек, ни вывески у входа.
Гранитных и мраморных плит здесь не встретишь, лишь в одном месте лежит грубо обтёсанный камень. Над большинством захоронений стоят железные кресты, а над отдельными — скромные металлические памятники. Есть и просто земляные холмики — без плиты, креста и оградки.
На сохранившихся табличках почти нет фотографий. Имена, даты, иногда краткая эпитафия. Один из упокоившихся здесь был участником Великой Отечественной войны и умер в 1947 году ещё не старым человеком. Возможно, сказались полученные раны и перенесённые лишения. Другая табличка сообщает, что здесь похоронен восьмилетний мальчик, скончавшийся в 1944 году. Вряд ли остались на свете люди, которые помнили его живым. Ещё на одной — только имя и фамилия покойного.
Большинство могил выглядят заброшенными, что неудивительно. Со времени последнего захоронения прошло три четверти века. Сменилось несколько поколений. Ушли те, кто помнил покойных. Чей-то род прервался, чьи-то родственники переехали из Воронежа, а может, и просто перестали ходить на кладбище.
Тем не менее несколько захоронений явно посещают — гробнички украшены искусственными цветами.
У разрушенной церкви
Захоронения на Артековской улице — сохранившаяся часть кладбища при церкви Рождества Христова. Этот каменный храм на Дальней Чижовке был возведён ещё в 70-х годах XVIII века и впоследствии неоднократно перестраивался. В 1933 году храм закрыли. Через церковную территорию проложили новую улицу, которую назвали в честь самого известного пионерского лагеря Советского Союза — Артековской. Вскоре так же стали называть и кладбище.
Во время сражения за Воронеж Христорождественская церковь оказалась местом ожесточённых боёв. Вначале немцы приспособили каменное здание к обороне, затем фашистов выбили, и они начали обстреливать занятый красноармейцами храм. После полного освобождения города руины церкви разобрали. Место, где она стояла, отдали под жилую застройку, а заодно застроили и большую часть кладбища. Уцелел только участок, который отвели под захоронения в начале 40-х годов.

А вскоре Артековское кладбище закрыли для захоронений. Судя по самой поздней дате на памятнике, произошло это в 1950 году.
Будь кладбище в другом районе, возможно, его бы сровняли с землёй и застроили. Но маленький участок, затерявшийся среди частного сектора, оказался в стороне, и захоронения сохранились.
Через калитку от кладбища
Жители улицы не видят в соседстве с могилами чего-то пугающего. Николаю Коротких 93 года, и большую часть жизни он прожил у самого кладбища. От него участок Николая Фёдоровича отделяет только забор с калиткой.

– Я живу здесь с 1956 года, — рассказал он. — Пришёл из армии, купил времяночку. Раньше вот за этим забором стояла церковь, и тут прихоранивали, но я этого уже не застал. Поселился здесь, уже и дети, и внуки выросли. Время бежит…
На кладбище тишина, лишь свистят птицы в разросшейся сирени. Но старожил говорит, что спокойно тут было не всегда. В 90-е годы кладбище облюбовали для своих сборищ пьяницы, которые казались страшнее выходцев с того света.
— Буянили — страх господен! — вспоминает Николай Фёдорович, — Дюже плохо было. Сейчас уже никого нет — все поумерли. А ещё было давно, какие-то студенты приходили, кости разрывали. Но я заругался, и они убежали.
По словам пенсионера, раньше могил было гораздо больше, но часть холмиков со временем сровнялась с землёй.

— Мои ровесники ещё ходили сюда, а сейчас третье поколение, а может, и четвёртое — уже не ходят. А вон у того памятника раз человек остановился. Смотрю, зовёт меня. Говорит:
«Вы не будете ухаживать за моим родственником? Я приехал в отпуск с Дальнего Востока». Давно это было, больше 40 лет назад… А вот за теми могилками ухаживают, — показывает Николай Фёдорович. — Их родственники живут рядом. Отгребут от могилки листву под дерево, да так там и бросят. Ругаться вроде бы неудобно. Я, когда помоложе был, собирал мусор с кладбища и на своей машине вывозил. А теперь видите, какой я? Люди с нашей улицы хотели, чтоб тут поставили часовню, хлопотали, но так ничего и не вышло. Тут хотя бы порядок навести, да некому.
КСТАТИ
TV Губерния попыталась выяснить, какой статус имеет Артековское кладбище и кто обязан поддерживать там порядок.
Как сообщили в МКУ «Администрация городских кладбищ», под управлением этого учреждения Артековское кладбище не находится. В пресс-службе мэрии Воронежа, в свою очередь, добавили, что, по утверждённым постановлением горадминистрации Правилам работы общественных кладбищ и порядка их содержания, «обязанность по содержанию захоронений лежит на лицах, ответственных за них, т. е. родственниках».
Самое читаемое
Громкие хлопки и сирены прозвучали в Воронеже
Что поставить на новогодний стол, чтобы привлечь удачу в год Огненной лошади
Сирены включили в Воронеже и области из-за ракетной опасности
В Новый год автобусы в Воронеже будут ездить после полуночи
Спецпроект «TV Губернии». «Незнакомый город» – новогодние выпуски газеты «Коммуна»
Мама фигуристки Елены Костылевой предъявила Евгению Плющенко новые претензии
Воронежская область вошла десятку тревожных регионов России по итогам 2025 года
Как накрыть бюджетный праздничный стол на Новый год 2026: рецепты недорогих блюд
Читайте также
Спецпроект «TV Губернии». «Незнакомый город» – новогодние выпуски газеты «Коммуна»
11:32 Сегодня
1
1342
Все новости









Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.