Воронеж ясно +8°
USD
84.28
EUR
92.99
Предложить новость
Прямой эфир
12:17 21.02.2022
10 мин
0
1161

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Кардиохирург Сергей Ковалёв: «Из-за ковида у многих сердца повреждены вирусом»

12:17 21.02.2022
10 мин
0
1161

В начале января в США прошла первая в истории операция по пересадке сердца генетически модифицированной свиньи человеку. Сердце трансгенного животного не вызвало отторжения иммунной системы у 57-летнего американца Дэвида Бэннетта. Спустя месяц он чувствует себя удовлетворительно и находится под наблюдением специалистов. Вместе с тем в 2020 году в Воронеже впервые провели операцию по пересадке сердца. На хирургическом столе оказался 42-летний житель региона Михаил Дибцов. Он перенёс тяжёлую инфекцию, на фоне которой развился миокардит — воспаление сердечной мышцы. За операцию по пересадке взялись специалисты кардиохирургического центра областной больницы № 1. Всё прошло успешно — в марте Михаил Дибцов отметит два года жизни с новым сердцем.

Так можно ли одну успешно проведённую пересадку сердца животного человеку считать прорывом в кардиохирургии и действительно ли это оптимальный вариант помощи, казалось бы, безнадёжному пациенту? Об этом «TV Губерния» поговорила с руководителем кардиохирургического центра БУЗ ВО ВОКБ № 1, главным сердечно-сосудистым хирургом ЦФО Сергеем Ковалёвым.

«Реакция организма на всё чужеродное до конца не изучена»

— Сергей Алексеевич, операция, которую провели американские коллеги, вызвала у вас интерес?

– 15 лет назад на одном из международных конгрессов, который проводил ведущий кардиохирург России Лео Бокерия, состоялась встреча с британскими учёными. Уже тогда они говорили о возможности пересадки сердца свиньи человеку. Утверждали, что буквально через пару лет появится сердце трансгенного животного, полностью совместимое с человеческим. А дальше — 15 лет тишины…

— И что эта тишина означала?

— Полагаю, пришло понимание, что чужеродный орган даже с незначительными генными изменениями может серьёзно повлиять на организм реципиента. Вот вам пример с пересадкой стволовых клеток. Вспомните, какой был бум вокруг этой темы несколько лет назад. Ме-дицинские центры Европы, Китая не успевали принимать желающих заполучить стволовые клетки и излечиться от серьёзных заболеваний. А спустя время в прессу стали просачиваться новости, что один человек умер от рака, потому что ему когда-то пересадили стволовые клетки, другой… Механизмы реакции человеческого организма на всё чужеродное до конца не изучены. Даже когда мы переливаем человеку кровь не его группы, возникает реакция.

— Значит, радоваться за коллег из США пока рано?

— Почему же? Пересадка свиного сердца — большой прогресс. Но судя по дайджестам из клиники, её провели, когда человеку нельзя было сделать никакое иное оперативное вмешательство. Здесь нельзя сбрасывать со счетов то, что в мире уже давно имплантируют искусственные сердца и искусственные желудочки сердца, которые значительно продлевают жизнь, казалось бы, безнадёжным пациентам. В Праге нас знакомили с человеком с полностью искусственным сердцем. Он живёт с ним уже 6 лет. Периодически приезжает в клинику, чтобы подзарядить батареи.

— Почему же в данном случае не прибегли к подобной операции?

— У американского пациента была полностью нарушена сердечная деятельность — он был так называемым маргинальным реципиентом, то есть — Конечно, будущее у подобных технологий есть. Причина — достаточно быстро растущая особь животного. Через 6–8 месяцев можно получить полностью готовый к пересадке орган свиньи с геном человека. Это позволит точно планировать время операций. Правда, нужно понимать, что их не повторят в Воронеже, Орле, Краснодаре и т. д. Для этого нужны лаборатории, которые занимаются именно этим. Плюс корпорации по производству искусственных органов, имеющих биологическую природу.

— А как чувствует себя ваш пациент Михаил Дибцов, которому два года назад пересадили сердце? Вы поддерживаете с ним связь?

— Конечно, мы постоянно общаемся. Парень продолжает работать (у него своя столярная мастерская), ходит на рыбалку. Я консультирую его по приёму лекарств. Недавно обсуждал с ним возможность вакцинации от ковида. Всё у него хорошо.

«Оперировать тех, кто перенёс ковид, — сложная задача»

— Что сегодня в целом по стране происходит в области трансплантологии?

— Если говорить о пересадке сердца, то сейчас в России этим направлением занимаются в 15 федеральных центрах сердечно-сосудистой хирургии. Главный — Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В. И. Шумакова. В 2020 году в стране было выполнено около 350 таких операций при необходимости не менее 1000 в год.

— Что же мешает?

— Дефицит доноров. Поэтому американцы и европейцы больше практикуют пересадку искусственного сердца и его желудочков. В наших условиях это достаточно дорогое вмешательство. Стоимость операции по программе госгарантий составляет около 10,5 млн рублей. Что касается донорства, сейчас в связи с эпидемией ковида у многих сердца повреждены вирусом, и это тоже проблема.

— Пандемия повлияла на рост числа сердечно-сосудистых заболеваний?

— Сейчас об этом все говорят. Ковид — заболевание, вызывающее изменения не только в лёгких, но и в системе кроветворения (процесс образования, развития и созревания клеток крови — прим. ред.). Вирус серьёзно влияет на изменение структуры стенок сосудов не только головного мозга, но и сердца. Образуются сосудистые аневризмы (истончения или растяжения сосудов — прим. ред.), в которых кровь застаивается, возникают множественные тромбозы. Это может привести к ишемическим изменениям в сердце. В том числе и в детском возрасте, что мы сейчас и наблюдаем. У нас выросло количество детей с редким синдромом Кавасаки, когда поражаются коронарные и другие сосуды с возможным образованием тромбов, аневризм и т. д. Оперировать тех, кто перенёс ковид, — сложнейшая задача. И мы оперируем. В лечении используем не только традиционный медикаментозный подход, но и специфическую противовоспалительную терапию. Процессы восстановления идут достаточно сложно. В целом наблюдается рост числа пациентов с инфарктами, инсультами, тяжёлыми поражениями всей сосудистой системы. Поэтому и дальнейшая судьба трансплантологии пока во многом не предсказуема. Кардиологам, как и врачам других специальностей, сейчас необходимо разобраться в подходах к лечению тех, чьё здоровье серьёзно нарушил ковид.

— Получается, и здесь нас пандемия загоняет в тупик…

— Если отвлечься от трансплантологии, у нас есть технологии, позволяющие стимулировать работу сердца, когда это остро необходимо. Сердце — самый гармоничный орган, и его четыре камеры сокращаются в синхронном режиме. При миокардите либо инфаркте миокарда синхронность нарушается. Это может привести к развитию тяжёлой сердечной недостаточности и стать поводом для трансплантации. Под действием электрических импульсов можно добиться того, чтобы желудочки сокращались быстрее. Так называемая ресинхронизирующая терапия может стать заменой пересадки сердца. И подобных альтернативных путей много.

Наталья СТОЛПОВСКАЯ

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.60093593597412