Как должен действовать водитель, если в салоне маршрутки произошла драка

На днях в социальных сетях появилось видео, на котором один из пассажиров маршрута № 60 внезапно достаёт кухонный нож, а другие обезвреживают и выталкивают его из салона. Запись, по всей видимости, свежая, хотя конкретной датировки не содержит. При просмотре этих малоприятных кадров невольно возникает вопрос: безопасен ли городской транспорт столицы Черноземья?
Системный подход
Основным инструментом оперативного реагирования на нештатные ситуации для водителей стала российская система «ЭРА-ГЛОНАСС». Её ввели в эксплуатацию с начала 2015 года для оперативного реагирования на аварии и прочие нештатные ситуации. Задача системы – обрабатывать и передавать в экстренные службы информацию о ДТП и иных событиях на дорогах. Она включает в себя как автоматическую фиксацию ДТП, так и своего рода тревожную кнопку, при нажатии на которую можно сообщить о любом форс-мажоре оператору. От классического звонка в полицию её отличает скорость: в среднем для обработки информации системе достаточно 19 секунд.
Рекомендованная розничная стоимость «тревожной кнопки» составляет около 32,5 тысячи рублей, ещё порядка 10 тысяч рублей придётся потратить на установку и активацию системы. Установку можно заказать в лицензированных компаниях.
В декабре 2023 года Дмитрий Баканов, на тот момент замминистра транспорта РФ, анонсировал подключение к системе «ЭРА-ГЛОНАСС» общественного транспорта, обслуживаемого муниципальными предприятиями во всех регионах. Но конкретных сроков названо не было.
На практике же, как пояснили корреспонденту TV Губернии в общественной организации «Город и транспорт», автобусы, выпущенные в 2018 году и позже, оснащает этой системой уже завод-изготовитель. В пресс-службе мэрии также отметили, что обязательство оснащения системой «ЭРОЙ-ГЛОНАСС» машин, работающих в общественном транспорте, касалось заводов-изготовителей. При этом для перевозчиков такого требования нет: теоретически, если транспортное предприятие где-то купит машину, выпущенную до 2018 года и не оснащённую системой, её никто не обяжет ставить систему «ЭРА-ГЛОНАСС» для работы на маршруте.
А по факту?

– Машины, выпущенные до 2018 года, «ЭРОЙ-ГЛОНАСС» не оснащались и, скорее всего, никто специально её не ставил, – сообщил корреспонденту TV Губернии председатель общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков. – Я не знаю, как в теории работает оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС», но тревожных кнопок нигде не видел. На практике именно кнопки как таковой нет. Но у водителей есть другие инструменты для быстрой связи с коллегами или своей диспетчерской, которые предоставляет любой мобильный телефон. Тревожных кнопок же для пассажиров и в теории нет. При возникновении нештатных ситуаций в транспорте необходимо максимально быстро покинуть салон транспортного средства и связаться с полицией по телефону 102 или 112. Разумеется, нельзя выпрыгивать на ходу, но если транспортное средство остановлено, можно воспользоваться кнопками экстренного открывания дверей.
Что же касается инструкций для водителей на случай подобных форс-мажоров, то они, по словам Юрия Новикова, есть далеко не у всех перевозчиков. А, между тем, правильный порядок действий при угрозе насильственных действий в салоне таков: немедленно принять меры к полной остановке транспортного средства, открыть двери, после чего сообщить о происшествии диспетчеру, а потом – в полицию.
– Водитель в таких случаях, в первую очередь, по телефону вызывает полицию, затем, как правило, высаживает пассажиров, – рассказали корреспонденту TV Губернии в пресс-службе мэрии. – Но он действует по ситуации. Например, если завязалась потасовка между пассажирами, и они вышли на следующей остановке, водитель поедет дальше. Поскольку никакой потенциальной угрозы остальным пассажирам или ему нет. А если нештатная ситуация связана с тем, что кому-то в салоне стало плохо, он вызывает медиков и ждёт приезда скорой помощи, дальше не едет.
Контора пишет
Многие воронежцы обращали внимание на то, что в городских автобусах установлена система видеонаблюдения. Законодательные требования к оснащению пассажирских транспортных средств появились с момента принятия постановления Правительства РФ от 8 октября 2020 года № 1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности…». Воронежские перевозчики получили такое обязательство «в нагрузку» при заключении контрактов в 2021 году.
Сейчас, по информации пресс-службы мэрии, все автобусы, работающие в системе городских пассажирских перевозок, оборудованы камерами видеонаблюдения. Из 30 троллейбусов 15 не оснащены системами видеонаблюдения из-за особенностей конструкции, которые не позволяют обеспечить безопасное подключение систем к бортовой электрической сети.
В зависимости от характеристик и конфигурации комплект системы видеонаблюдения на одно транспортное средство стоит от 30 до 55 тысяч рублей. Всё оборудование приобрели и установили за свой счёт пассажирские транспортные предприятия.
Так что, записи действительно ведутся и хранятся у предприятий по 30 суток. По истечении этого времени на старую запись накладывается новая. В случае необходимости транспортная компания может передать записи правоохранительным органам – чтобы те разобрались в произошедшем инциденте. Правда, для этого нужен запрос от правоохранителей. А в работу такие случаи берутся далеко не всегда. К примеру, по упоминавшемуся недавнему случаю в автобусе № 60 в полицию так никто и не обращался.
КСТАТИ
Напомним, что в начале года неприятный инцидент произошёл в автобусе № 12. Молодой человек, выходя из автобуса, без каких-либо причин ударил водителя, сломав ему зуб. А после того, как водитель нашёл номер обидчика и написал ему, ответил, что к личной встрече не готов, потому как якобы сейчас находится не в Воронеже. И вообще – никакой ответственности не будет, ведь он несовершеннолетний.
Кроме того, в декабре 2024 года случилась драка в автобусе маршрута № 8. А в ноябре прошлого года неадекватный пассажир распылил газовый баллончик в салоне автобуса № 14.
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА
Избежать конфликта – не слабость, а мудрость

Андрей Головчинский, психолог-психотерапевт, преподаватель психологии:
– Чтобы невольное участие в подобных эпизодах причинило вам как можно меньший ущерб, важно помнить несколько правил поведения в деструктивном конфликте.
Для начала нужно снизить градус эмоционального напряжения. Это можно сделать через невербальные проявления, лёгкую улыбку, спокойный взгляд. Прямо в глаза лучше не смотреть: это, наоборот, может спровоцировать агрессию. Опытные психиатры, например, предпочитают смотреть небезопасному пациенту на переносицу – это поддерживает контакт, но не воспринимается как вызов.
Также хорошо будет попробовать обесценить значимость предмета конфликта. Если, к примеру, агрессор решил, что вы как-то ему помешали и должны извиниться – лучше извиниться. Не воспринимайте это как унижение: мы не знаем, в каком психическом состоянии человек перед нами и насколько он адекватен. Попытаться обойти конфликт в этой ситуации – не слабость, а, скорее, мудрость.
Если же конфликт неминуемо перерастает в физическое столкновение, необходимо как можно быстрее известить о ситуации водителя и попросить помощи у других. Водитель примет решение, остановить ли транспорт и настаивать на эвакуации опасного пассажира, или, наоборот, доехать без остановок до пункта полиции и передать буйного гражданина в руки сотрудников правопорядка.
Иногда ситуация разворачивается максимально опасно, и в руках агрессора может появиться холодное оружие. В этом случае лучше максимально быстро покинуть общественный транспорт, если есть такая возможность. Если такой возможности нет – до последнего стоит пробовать успокоить потерявшего контроль пассажира. Физически взаимодействовать с таким субъектом нужно только в совсем уже безвыходной ситуации.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.