Как добиться компенсации ущерба при ДТП в маршрутке

Недавно в Воронеже произошла резонансная авария с маршруткой № 45. По предварительным данным, водитель, не справившись с управлением, на скорости врезался в препятствие. В результате происшествия, случившегося вечером 2 июня в районе улицы Товарищеской, за помощью к медикам обратились девять человек. Подобные случаи в нашем городе – к сожалению, не редкость. TV Губерния выяснила, как нужно действовать, если автобус, в котором вы ехали, попал в ДТП.
На контроле
Тот самый разбитый автобус корреспондент TV Губернии видел 4 июня на территории Левобережного ГАИ. Очевидно, повреждённую технику доставили туда, чтобы проверить её состояние. Происшествием заинтересовалось СУ СК России, инициировавшее процессуальную проверку в части оказания услуг по перевозке пассажиров, не отвечающих требованиям безопасности. Ситуация на контроле и в прокуратуре области.
Тем временем пресс-служба мэрии сообщила, что муниципальный перевозчик (маршрут № 45 обслуживается МКП МТК «Воронежпассажиртранс») готов оказать помощь пострадавшим. Размер выплат будет определён страховой компанией. «Если с кем-то из пассажиров не связались, то они сами могут обратиться к перевозчику или в страховую компанию», – уточнили в мэрии.
Зафиксируйте и докажите
Юрист, руководитель общества защиты прав потребителей Александра Тищенко рассказала, что нужно делать, если вы пострадали в ДТП с маршруткой. Зафиксировать последствия аварии помогут показания свидетелей. Для этого стоит взять контакты тех, кто был в транспорте в момент события. Если повреждено имущество, необходимо будет заказать оценку ущерба. В заключении эксперта должно быть указано, сколько будет стоить восстановительный ремонт, либо же должна стоять отметка о том, что восстановительный ремонт невозможен.
Доказательством нахождения в автобусе может явиться электронная квитанция (такие автоматически формируются в банковских приложениях, если вы оплачиваете проезд картой). Старый добрый бумажный билет – тоже документ, который может быть использован в качестве подтверждения того, что вы в момент ДТП были в автобусе. Но, откровенно говоря, таких билетов в городских автобусах не видно уже много лет.
Чтобы зафиксировать вред здоровью, нужно вызвать скорую – желательно, прямо на место аварии. При оформлении документов в пояснительной части медсправки обязательно стоит указать, что травма возникла в результате ДТП с участием автобуса (маршрут, номер).
Компенсация ущерба
За компенсацией нужно обращаться к перевозчику или в страховую компанию, с которой у него заключён договор (такие договоры обязательны: без него автобус не имеет права работать с пассажирами). А лучше – и туда, и туда. Информация о перевозчике, обслуживающем маршрут, и о страховой компании, которая с ним работает, размещена в салоне автобуса (это правило в Воронеже соблюдается).
При отказе добровольно возместить ущерб составляется письменная претензия. К ней желательно приложить документы, фиксирующие размер убытков (кассовые и товарные чеки, договоры). Если через 10 дней ничего не выплачено, обращайтесь в суд. А в случае со страховой компанией сначала нужно обратиться к финансовому уполномоченному – независимому лицу, призванному разбирать споры между потребителем и страховой в досудебном порядке. Его контакты можно найти на официальном сайте finombudsman.ru, там же возможно через личный кабинет подать документы. Также документы могут быть отправлены почтой. А ещё заявление на работу с финансовым уполномоченным можно подать в МФЦ.
Третий – лишний
Важно помнить, что водитель и перевозчик не несут ответственности за действия третьих лиц. Проще говоря, если ДТП случилось не по вине шофёра маршрутки, то и отвечать он ни за что не будет. Перевозчик тут – такая же потерпевшая сторона, как и пассажиры. Если только договором страхования не предусмотрено иное (такая практика тоже существует, но менее распространена).
Подобное правило действительно и для ситуаций, при которых ущерб может быть причинён или спровоцирован другими пассажирами. Их поведение – их ответственность. Фирма, обслуживающая маршрут, не может отвечать за всё, что происходит в салоне автобуса.
В ТЕМУ
Ещё одно происшествие с общественным транспортом случилось рано утром 9 июня. В районе остановки «Улица Бетховена» сгорел автобус маршрута №26. В момент начала возгорания в салоне находились люди, машина совершала плановый рейс. Водитель успел вовремя высадить всех пассажиров. На этот раз обошлось без пострадавших.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Моральный вред

Александра ТИЩЕНКО, юрист, руководитель общества защиты прав потребителей
— Если автобус, в котором вы ехали, попал в ДТП, случившееся по вине водителя этого автобуса, то вы имеете право на получение компенсации морального вреда. При этом неважно, был ли вам причинён физический ущерб. Скорее всего, в добровольном порядке такую компенсацию вам не выплатят. Но взыскать её через суд вполне возможно: при нарушении прав потребителей (а тут было нарушено право на получение услуги, отвечающей требованиям безопасности) компенсация морального вреда обязательно взыскивается.
КСТАТИ
Самый распространённый вид ДТП с маршрутками – столкновение. На втором месте – падение пассажира, а на третьем – наезд на стоящее транспортное средство.
Самое распространённое нарушение ПДД среди водителей автобусов – нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части. На втором месте – неправильный выбор дистанции. На третьем – нарушение правил перевозки детей.
404 ДТП с участием маршрутных автобусов произошло в Воронеже за пять месяцев 2025 года. Четыре человека погибли, 108 получили ранения различной степени тяжести. Для сравнения: за пять месяцев прошлого года было 476 ДТП, семь человек погибло, 89 получили ранения различной степени тяжести.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.