Хлам или сокровище? Какие CD-диски с музыкой могут стоить десятки тысяч рублей
Кажется, что компакт-диски уже давно отжили своё. Однако за некоторые экземпляры коллекционеры готовы платить приличные деньги. Как отличить ценные компакты от бесполезных, «Коммуна» узнала у воронежского коллекционера компакт-дисков Игоря Шипорова.
Игорь работает психологом. А ещё за его плечами – многолетний стаж поварской работы в воронежских кафе и ресторанах. Музыку на CD он собирает с подросткового возраста. Сейчас в его коллекции – несколько тысяч релизов отечественного и зарубежного рока. А началось всё с увлечения творчеством группы «Ария».
– Диски «Арии», которые я покупал, имели вкладки из двух листочков и раздражающую «контрольную марку», наклеенную прямо поверх обложки, – вспомнил Игорь. – Позже я узнал, что это так называемые «регионалки» или «лицензия» – официальные, но упрощённые, дешёвые версии полноценных изданий. Подобные диски стали массово выпускаться после кризиса 1998 года. Издатели перешли на выпуск таких дешёвых версий для того, чтобы конкурировать с разросшимся до невероятных масштабов пиратским рынком.

Но в какой-то момент в руках у будущего коллекционера оказался один из «арийских» дисков с многостраничным буклетом.
– Я сразу обратил внимание, что, помимо полноценной «книжки» внутри, издание отличалось усиленной коробкой – более тяжёлой, чем в обычных случаях, – рассказал Игорь. – А на самом диске рядом с логотипом издающей компании красовалась надпись «Made in Austria». Сначала – не поверил. Тиражи для российского издателя печатал австрийский завод. Тогда я решил собрать всю коллекцию любимой группы именно в таком, австрийском, исполнении. По качеству производства они на голову выше российских переизданий. Правда, непосвящённый человек вряд ли с ходу отличит одного от другого.
Диски, изданные в Европе (в противовес дешёвым лицензионным они называются «фирменными»), двадцать лет назад можно было купить в Москве – в основном на легендарной «Горбушке» (рынок аудио- и видеопродукции) и в нескольких тематических магазинах. И то – раза в три-четыре дороже стандартного ценника.
– Изначально фирменные диски российских исполнителей печатались преимущественно в Австрии, Швеции и Германии, – пояснил Игорь Шипоров. – В России в то время было два завода по производству CD: Уральский электромеханический и Московский опытный. К их услугам местные издатели прибегали нечасто. Печать тиража здесь выходила чуть дешевле и была заметно быстрее. Но качество, по словам сотрудников рекорд-лейблов, в то время отличалось разительно. Поэтому большинство предпочитало всё-таки отпечатать тираж в Европе. Тем более что в то время фирменные диски стоили порядка 10 долларов против 3 долларов за «пиратку». И покупатель, переплативший в три раза, хотел почувствовать все плюсы своего приобретения.

До 1998 года вышло очень приличное количество австро-шведских дисков российских рок-групп. Сегодня классика русского рока в фирменных изданиях (на сленге коллекционеров – «первопрессах») особенно ценится на рынке.
– Когда издатели увидели востребованность и актуальность старой «фирмы», они всё чаще стали предлагать новое прочтение фирменных изданий, – рассказал коллекционер. – В конце нулевых годов «лицензия» практически сошла на нет. Дешёвые диски теперь стали никому не нужны: массовый потребитель целиком перешёл на прослушивание музыки в интернете. В итоге теперь почти все свежие релизы выходят в дорогом оформлении – в специальных упаковках, с толстыми буклетами, часто – искусственно ограниченными тиражами. Но сами компакт-диски – уже неизменно российского производства. Сейчас стоимость такой «новой фирмы» начинается от 1000 рублей за диск. Ну а цены на «старую» в силу раритетности изданий вообще улетели в космос.
Альбомы той же «Арии» на CD теперь продаются (и покупаются!) на интернет-барахолках по цене от 4000 до 10000 рублей. Также востребованы некоторые российские поп-исполнители из 90-х в стиле «евродэнс»: «Кар-мэн», «HI-FI» и другие.
Впрочем, у одной и той же группы разброс цен может варьироваться от 300 до нескольких тысяч рублей за разные издания. На цену влияет множество факторов – тираж, значимость альбома, состояние диска и полиграфии, наличие интересных коллекционерам переизданий и т. д. Так что, порядок цен на раритеты можно уточнить, разве что изучив аналогичные объявления на торговых площадках или пообщавшись с коллекционерами.

С дисками зарубежных исполнителей ситуация несколько иная. Большинство того, что официально продавалось на нашем рынке, было выпущено местными компаниями по лицензии больших транснациональных издательств. Такие версии коллекционеров практически не интересуют.
В тему:
Отличить лицензионный компакт-диск от пиратского по внешним признакам непросто. Косвенно о его подлинности может говорить качество полиграфии, однако это не стопроцентный показатель. Более надёжный способ проверки – IFPI-код. Это маркировка на рабочей поверхности диска, которая используется для идентификации производителя. Проверить уникальную комбинацию цифр можно на сайте Международной Федерации Фонографической Индустрии (IFPI) — ifpi.org.
5 самых интересных экземпляров из коллекции Игоря Шипорова
«Алиса» – «Энергия». Оригинальное издание 1993 года. Moroz Records, производство – Австрия. Рыночная цена – около 7000 рублей.
«Ария» – «Игра с огнём». Оригинальное издание 1994 года. Moroz Records, производство – Австрия. Рыночная цена – около 6000 рублей.
«Агата Кристи» – «Позорная звезда». Оригинальное издание 1993 года. Студия 8, производство – Уральский электромеханический завод. Рыночная цена – около 15000 рублей.
«Наутилус Помпилиус» – «Раскол». Переиздание 1997 года
из серии «Архив». Dana Music, производство – Австрия.
Рыночная цена – около 8000 рублей.
Анатолий Крупнов – «PostАльбом». Коллекционное двухдисковое издание в слипкейсе с многостраничным буклетом. Real Records, 2000 год. Рыночная цена –
около 12000 рублей









Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.