Где находится географический центр Воронежской области и зачем туда едут туристы
А вы знали, что географический центр Воронежской области находится в Бобровском районе? Подъезжая к автозаправке на одной из местных дорог, увидите подтверждение: памятный знак из гранита. В окрестностях Боброва есть, что посмотреть и чему удивиться. Тут и гитары делают, и веники вяжут, и на тройке лошадей катают. А в местном санатории поят кумысом и помогают восстановиться после ковида.
Сердце области
Идея определить географический центр области принадлежит воронежским краеведам Владимиру Елецких и Ларисе Кригер.
Автор фото: Виталий Черников
– Лет восемь назад мы это придумали, – рассказывает Владимир Елецких. – Я прикинул, что где-то должен быть центр области. Геодезисты рассчитали, в какой приблизительно точке он может находиться. Это перекрёсток – здесь проходят дороги на Хреновое и Таловую. Так получилось, что районные власти долго решали вопрос с землёй. Меня даже просили: «А может, перенесём эту точку?». Но знак должен непременно находиться рядом с дорогой!
В районе тогда объявили конкурс на лучший проект памятного знака.
— В итоге всё получилось шикарно, – вспоминает краевед. – А в 2014 году, когда всё только начиналось, мы приехали туда с краеведами и представителями местной администрации. Вырыли яму и закопали в ней пластиковую бутылку, в которую была вложена бумажка с нашими автографами.
На месте ямы позднее установили гранитный валун.
Уездный городок третьего тысячелетия
В Боброве и окрестностях ещё немало интересного. На улицах райцентра органично соседствуют старое и новое. В 1942-м город бомбили нацисты, но многие здания XIX века уцелели.
Боброву удалось сохранить дух «уездного городка» и не выглядеть архаично. Здания, появившиеся в XXI веке на месте бараков и воинской части, не похожи на бездушные «человейники», сотнями растущие в мегаполисах.
В центре появилась большая площадь, где можно проводить городские праздники. Года три назад тут открыли бронзовую скульптуру: символ города бобёр сразу стал достопримечательностью. Туристы с ним фотографируются, трогают 400-килограммового зверька за нос и усы: вдруг принесёт удачу?
А в Бобровском доме ремёсел каждый, кто приобрёл билет, получит уроки гончарного дела, резьбы по дереву, валяния шерсти, лоскутного шитья и купит сувениры: изделия народных промыслов, герой которых неизменно бобёр.
– Когда только открылись, у нас «сарафан» хорошо сработал, – рассказывает методист Михаил Мамонтов. – Всех к себе звали, проводили мероприятия бесплатно. Всё завертелось! Но началась пандемия, и мы ушли в Youtube. Выпустили более 70 онлайн-мастер-классов. С каждой мастерской стараемся записывать хотя бы один в неделю.
Пока усилия энтузиастов не приносят ощутимой прибыли. Но власти вкладывают в туристические проекты деньги, понимая: это ещё принесёт результат.
Родина орловских рысаков
Для кого-то этот край – место, где делают гитары. Но у местных веников слава, похоже, более громкая. История промысла началась в 1950-е. В 1990-е он для многих стал способом выживания. Торговали по всей стране. Наиболее известны веники семёно-александровские. Вяжутся они не проволокой или шпагатом, а с помощью колотой ивы. Это придаёт венику не только красоту, но и прочность. Занимаются таким промыслом и в Мечётке. Производство стало приходить в упадок лет 15 назад. Но постепенно возрождается и трансформируется в связи с духом времени – например, здесь стали делать маленькие сувенирные венички.
У многих Бобровский район ассоциируется, прежде всего, со старейшим в России Хреновским конным заводом, который основал граф Алексей Орлов-Чесменский в 1776 году. В Хреновое гости приезжают полюбоваться лошадьми-чемпионами, покататься на тройке, научиться верховой езде, погрузиться в историю места. Первых посетителей заводской музей принял в 1951 году. Шесть его залов размещены в бывшем доме управляющего, построенном в 1846 году. Внушительное место занимают призы, завоёванные орловскими рысаками на турнирах.
Непременно покажет экскурсовод и старые заводские книги, в которых заносилась информация о родившемся жеребёнке, его имя, порядковый номер, все приметы и даже информация о нраве.
– Если лошадь продаётся, тут указывается, куда, кому и за сколько, – рассказала сотрудник музея Марина Самороковская. – Книги ведутся до сих пор, но уже в электронном виде. Раньше имена давали по экстерьеру, каким-то привычкам жеребёнка. Сейчас – по определённым правилам: первая буква имени мамы обязательно должна быть в начале имени жеребёнка, папы – в середине или где-нибудь в конце. Улов – сын Удачной и Ловчего. Маму Никотина звали Новость, папу – Кипр.
Свежий воздух и кумыс помогут после ковида
Желающие укрепить здоровье стремятся в местный санаторий — единственное лечебное учреждение Центрального Черноземья, где применяют кумысолечение. Кисломолочный напиток из кобыльего молока незаменим для лечения туберкулёза лёгких, желудочно-кишечных, костных и ещё ряда заболеваний. Лечебница, где больные туберкулёзом восстанавливали здоровье с помощью свежего воздуха и кумыса, появилась в конце XIX века. С тех пор медицина шагнула далеко вперёд, но эти два элемента не утратили актуальности.
– У нас удачное расположение, – хвастается главный врач Бобровского противотуберкулёзного диспансера Татьяна Неводова. – Санаторий построен на опушке бора, за бором – степная зона. Лошади наши питаются исключительно травой. Воздух здесь, можно сказать, стерильный!
Как получается кумыс? Специальным аппаратом доят лошадей. В молоко добавляют закваску из ацидофильной палочки, болгарской молочно-кислой палочки и спиртовых дрожжей.
– Только кобылье молоко даёт настоящий кумыс! – рассказывает Татьяна Неводова. – Всё остальное – кумысные напитки. Кумыс, кстати, полезнее молока. Потому что обогащён новыми микроэлементами. Сейчас происходит возвращение ко всему натуральному. А кумыс – источник всех незаменимых аминокислот, белков, витаминов. Это эликсир жизни, эликсир молодости!
На базе санатория организовали бесплатное долечивание после ковида, хорошие результаты налицо. За две недели содержащий природные антибиотики напиток в сочетании со свежим воздухом заметно улучшает иммунитет.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Хотим привлечь в район квалифицированные кадры»
Глава администрации Бобровского района Анатолий Балбеков:
– В наш район приезжают работать врачи, педагоги, тренеры. Их мы обеспечиваем жильём. За последние лет восемь отдали более ста
квартир докторам. Мы по-другому не удержим специалистов, если не дадим им квартиру или дом! А если врач или учитель отработает у нас десять лет, он может своё жилье приватизировать. Раньше район мог выделить в лучшем случае одну квартиру в год. Сейчас можем позволить 20-30 в год.
В городе появились два новых детсада, ещё один – в селе Слобода. Распахнули двери современный образовательный центр, физкультурно-оздоровительный комплекс. Есть и два кинозала 3D. Надеемся, что изменения привлекут в район квалифицированные кадры из других районов и регионов.
ФАКТ
Среди известных уроженцев Бобровского района – издатель и драматург Алексей Суворин, чьё имя теперь носит местное училище культуры. А ещё здесь родились искусствовед и переводчик Павел Муратов и советский поэт Егор Исаев. В Бобровский район часто наведывались знаменитости. Например, на Хреновском конезаводе бывали самые разные именитые гости: от писателей Антона Чехова и Исаака Бабеля до творческого дуэта – композитора Александры Пахмутовой и поэта-песенника Николая Добронравова. А в 1923 году в создании местной электросети участвовал Андрей Платонов. Пару лет спустя писатель и мелиоратор побывал в Боброве в компании с литературоведом Виктором Шкловским.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Более 400 лет назад река Битюг, на которой ныне располагается Бобров, была пограничной рекой Московского государства. Со второй половины XVI века появились караулы и сторожевые разъезды казаков. С 1686 года стали возникать поселения. Первыми эти места облюбовали артели охотников за бобрами. Неудивительно, что в честь этих животных и город назван.
Сохранилось датированное 1698 годом описание слободы Бобровской, где уже существовало 18 дворов. Не прошло и десяти лет, как здесь возвели небольшую крепость с бойницами и тремя башнями. К концу XVIII века Бобров, находящийся примерно в сотне километров от Воронежа, стал центром одного из крупнейших уездов губернии. В 1895 году через его территорию прошла железная дорога. Стараниями земств в сёлах строились школы, больницы. В 1917 году установилась Советская власть. Во время Великой Отечественной войны Бобров стал городом госпиталей, затем – ближайшим тылом наших войск. В январе 1943-го здесь размещался штаб Воронежского фронта, разрабатывались планы Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторненской наступательных операций.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.