21:46 11.02
11 мин
0
2190

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Если знаешь, где находишься, это почти победа». Воронежский морпех учит новобранцев выживать в зоне СВО

21:46 2025-02-11
11 мин
0
2190
Фото из личного архива

Морпеха Ивана с позывным «Воронеж» друзья и сослуживцы с уважением зовут дядя Ваня. И дело не только в солидном внешнем виде. Парадный китель морского пехотинца украшает целый иконостас заслуженных на СВО госнаград. Иван обладает большим боевым опытом, полученным во время спецоперации, и он щедро делится им с необстрелянными бойцами.

От росгвардейца до морпеха

Иван родился в 1992 году в небольшой деревне Воронежской области. Семья была обычной, каких тысячи.

— Мама моя работала учителем в местной школе, а отец — агрономом, — рассказывает морпех. — С самого раннего детства родители приучили меня к физическому труду. Без него в деревне не проживёшь. Уже позже, в школе и институте, я начал активно заниматься самбо и дорос до кандидата в мастера спорта.

После окончания одиннадцати классов Иван поступил в Воронежский институт МВД, однако с учёбой не сложилось, а армия приняла его, как родного.

— На «срочную» службу я попал в Подмосковье, в дивизию Дзержинского. Мы занимались охраной футбольных матчей, массовых мероприятий, обеспечивали общественный порядок. Я даже успел принять участие в параде Победы на Красной площади в 2014 году. Командиры предложили остаться служить по контракту, я согласился, — говорит боец.

Время службы по контракту во внутренних войсках прошло быстро. Следующий контракт парень уже решил подписывать не с МВД, а с Минобороны. По совету товарища отправился служить в морскую пехоту Северного флота. За несколько лет «Воронеж» успел побывал в командировках в Сирии и Нагорном Карабахе.

— В Сирии наши подразделения охраняли колонны с гуманитарной помощью, несли службу на блок-постах вблизи авиабазы Хмеймим, — вспоминает морпех.

Непростая работа

О начале СВО Иван узнал, когда в составе миротворческого контингента находился в Нагорном Карабахе. Сразу после завершения миссии в Закавказье североморские морпехи отправились на Донбасс на Сватовское направление.

— Одна из первых задач, которую мы получили, состояла в штурме опорного пункта. После поступил приказ о выведении подразделения мобилизованных из-под вражеского огня. Я вместе с командиром взвода и ещё одним бойцом прорвались в отрезанную лесополосу и отыскали позиции наших ребят. Встретившись с командиром и обозначив точку эвакуации на тот случай, если мы потеряем связь, я с товарищами начал постепенно отводить наших военнослужащих. К сожалению, можно сказать, у самого финиша, рядом со мной взорвалась вражеская мина, и мою ногу насквозь пробило её осколком, — вспоминает «Воронеж».

Ранение было непростым, а срок восстановления долгим. Лёжа в госпитале после операций, Иван мучился не столько от боли, сколько от невозможности помочь своим товарищам. Отходив полгода на костылях, наш земляк вернулся на фронт.

— Меня прикомандировывали к отряду «Шторм» бригады морской пехоты Северного флота, — рассказывает военный. — В составе «Шторма» я участвовал в битве за Антоновский мост и в зачистке села Казачьи лагеря. Ни на одном из этих участков ВСУ осуществить задуманное не удалось. Уже позже в боях за Крынки я получил свой второй осколок.

Дальше — опять госпиталь, недолгая встреча с родными и снова на передовую.

— Жена и дети всё прекрасно понимают, хоть и сильно переживают. Просто у папы такая непростая работа, — смеётся Иван.

Следующей боевой задачей для морпеха было удержание острова Нестрига. Для ВСУ этот клочок земли — лакомый кусочек. Они постоянно обстреливали его артиллерией, атаковали дронами, пытались высадить десант.

— Как-то раз укронацисты прорвались на остров и начали его минировать. Командование решило отправить нашу группу для защиты позиций. После того как мы добрались до суши, завязался стрелковый бой, в ходе которого работали миномёты с обеих сторон. Шальной осколок одной из мин угодил мне в бок, но, к счастью, товарищи не растерялись и быстро вытащили меня из передряги, — говорит «Воронеж».

Учёба в боевых условиях

Сегодня основная задача Ивана состоит в подготовке бойцов к защите островов, где им очень пригодятся его уроки выживания. Топография, инженерная подготовка и медицина — по словам опытного бойца, это три столпа, на которых держится работа в островной зоне. На ежедневных занятиях морпехи учатся работать с картами, определять стороны света, корректировать артиллерию, давать ориентиры операторам дронов.

— Если знаешь, где именно ты находишься, то это уже почти победа. На войне нет навигаторов, а сигнал GPS может сделать из тебя мишень для орудий противника. Даже при постановке обычной боевой задачи командиры указывают ориентиры для корректировки огня или построения маршрута движения подразделений. Стоит упомянуть, что многие необходимые вещи для жизни бойцов на острова доставляются по воздуху, на дронах. Если не сможешь грамотно объяснить оператору, куда ему сбросить груз, то, скорее всего, останешься голодным. Поэтому грамотное использование специального мобильного приложения, умение ориентироваться по компасу — это то, чем должен владеть каждый боец, — объясняет наш земляк.

Маскировка — ещё один важный навык, способный сохранить жизнь морпеху при работе на днепровских островах. Окопаться там практически невозможно из-за тонкого слоя почвы. Частые обстрелы выкосили почти всю растительность, которая прятала бойцов от дронов.

— Как правило, места на постах уже оборудованы и замаскированы, однако всё это надо поддерживать — менять листву на укрытиях, заметать следы, не мусорить. Операторы дронов ВСУ ежечасно делают снимки островов и сравнивают их в поисках отличий, — рассказывает Иван.

В условиях постоянных обстрелов навык оказания первой помощи себе или товарищу просто бесценен. Поэтому «Воронеж» ежедневно проводит тренировки по тактической медицине для бойцов, которым только предстоит отправиться на посты.

— Мы тренируемся не только накладывать жгуты на конечности, но и передвигаться в бою с ними. Когда у тебя перетянута рука или нога и тебе при этом нужно вести огонь и искать укрытия, то ты становишься максимально приближен к реальным боевым условиям, ведь там эта ситуация — типичная. Я сам был много раз ранен, поэтому прекрасно знаю, как поступать в том или ином случае, — делится опытом инструктор.

Уроки выживания от Дяди Вани проходят в реальных боевых условиях под потенциальным ударом средств поражения врага. Поэтому на тренировках морпехи находятся под кронами деревьев и никогда не собираются в группы больше двух человек, ведь скопление военнослужащих — лакомая цель для дронов и артиллерии. Военная наука, которой учит бойцов наш земляк, уже не раз помогала им сохранить жизни и выйти победителями из сражений.

по материалам газеты «На страже Заполярья»

Илья СУХАНОВ

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.54171681404114