Детский онколог: «Рак у детей встречается реже, чем у взрослых, но протекает в более агрессивной форме»
Когда фонды и волонтеры собирают деньги на лечение очередного ребенка, возникает ощущение, что детская онкология год от года только растет – так ли это? И чем детский рак отличается от взрослого, как заподозрить опасный диагноз и какие методы лечения существуют, мы поговорили с заведующей онкогематологическим отделением химиотерапии Воронежской областной детской больницы №1 Натальей Юдиной – детским онкологом, гематологом со стажем 30 лет.
– Детская онкология — самый страшный кошмар для любого родителя. Расскажите, как часто болеют дети, есть ли рост заболеваемости в частности в Воронежской области?
– Заболеваемость злокачественными опухолями в детском возрасте сравнительно невелика, особенно, если сравнивать ее со взрослой. Заболеваемость злокачественными новообразованиями у детей в России составляет 15-17 пациентов на 100 тысяч детей. В Воронеже и Воронежской области эта цифра составляет 14-16 пациентов на 100 тысяч детского населения. В онкогематологическое отделение химиотерапии областной детской больницы №1 Воронежа с впервые выявленными злокачественными новообразованиями ежегодно поступают 55-60 детей. Значительного роста заболеваемости мы не отмечаем, но видим, что каждый год частота различных опухолей меняется – периодически в год в отделение поступает больше пациентов с острым лейкозом или с опухолями центральной нервной системой или с врожденными опухолями.
– Какие онкологические заболевания у детей бывают чаще всего?
– У детей другая структура заболеваемости, то есть те опухоли, что обычно встречаются у детей, редко бывают у взрослых и наоборот. Первые места по распространенности в детском возрасте делят между собой острые лейкозы (32-35%) и опухоли центральной нервной системы (25-27%). Остальные онкологические заболевания встречаются реже. Есть так называемые «детские опухоли», которые развиваются исключительно в детском возрасте – до 4-5 лет. Это, например, нейробластома, нефробластома, ретинобластома. Их особенность в том, что они развиваются из клеток, которые есть в организме человека только в раннем возрасте.
– То есть детский рак отличается от взрослого?
– Да, у детей злокачественные опухоли текут более агрессивно. У взрослых рак может быть в некоторых случаях «низкозлокачественным», то есть опухоль развивается медленно и может долго не проявлять себя. У большинства детей от первых симптомов до 3-4-й стадии рака может пройти 2-3 месяца. Поэтому протоколы химиотерапии у детей включают препараты в высоких дозах для повышения эффективности и возможного радикального «удара» на опухолевые клетки. «Взрослые» онкологи реже используют такие схемы. При взрослых формах рака основным методом лечения является хирургический. Несмотря на агрессивность терапии, дети в целом неплохо переносят лечение — современные протоколы химиотерапии предусматривают профилактику и лечение осложнений, что позволяет избежать многих побочных реакций. Детский организм лучше восстанавливается после интенсивной химиотерапии, чем взрослый, что влияет на выздоровление.
– Если детский рак такой агрессивный и развивается быстро, то как обнаружить его на ранней стадии?
– Основная сложность диагностики детских онкологических заболеваний в том, что они дают о себе знать лишь на поздних стадиях. В начале как таковых симптомов может и не быть, либо они неспецифичны, то есть характерны для многих, самых обычных заболеваний, например, повышение температуры и слабость можно объяснить ОРВИ, повышенную утомляемость ребенка и бледность физическими нагрузками, дефицитом железа. Детский организм растет и обладает компенсаторными возможностями. К нам в отделение поступают ребята, которые еще вчера активно занимались в спортивных секциях, без каких-либо жалоб, и никто и подумать не мог, что у них что-то не так со здоровьем. Периодические недомогания и сам ребенок, и окружающие воспринимали как побочные эффекты интенсивных тренировок.
– Так что должно насторожить родителей?
– Повторюсь, мы сейчас говорим о симптомах, которые вовсе не означают, что у ребенка рак, но на них нужно обратить внимание. Ребенок стал часто болеть ОРВИ в более тяжелой и затяжной форме, чем раньше, периодические немотивированые подъемы температуры с потерей веса, стойкая слабость и повышенная утомляемость, снижение или отсутствие аппетита – эти симптомы должны насторожить родителей. Настойчивая боль любой локализации, не связанная с травмой, особенно если прогрессирует, немотивированная рвота требуют медицинского обследования. В первую очередь нужно обратиться к педиатру, который на первом этапе скрининга назначит необходимое предварительное обследование и при необходимости направит к детскому онкологу.
– Родители могут получить второе мнение, чтобы подтвердить диагноз?
– Онкологическое заболевание — это серьезный диагноз, успешное лечение зависит от точного диагноза, который ставится на основании гистологического исследования опухоли в специальной лаборатории. Все гистологические исследования, которые проводятся в Воронеже, мы дублируем в референтской лаборатории Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева в Москве, где уточняется гистологический диагноз. Когда родители видят, что диагноз подтвержден и в федеральном центре, понимают, что ошибка исключается. Родители, по желанию, всегда могут обратиться и в другие специализированные клиники, в том числе и зарубежные, узнать второе мнение детских онкологов. Главное, чтобы это были профессиональные консультации.
– Насколько излечим рак у детей?
– Конечно, многое зависит от вида опухоли, но в целом выживаемость детей с онкологическими заболеваниями в России достигает 80%. Я уже говорила, что злокачественные образования у детей более агрессивные, но они лучше отвечают на лечение. Сейчас делается акцент на внедрение инновационных методов терапии — к традиционным методам добавляются таргетные и иммунные препараты, которые увеличивают шансы наших пациентов на полное выздоровление. Мы в отделении тоже широко используем эти методы.
– Как лечение рака сказывается на будущем ребенка?
– Реабилитация и дальнейший прогноз зависят от специфики опухоли и протокола лечения. Конечно, врачи стараются минимизировать негативные последствия, которые могут появиться после лучевой и химиотерапии. Все дети, излечившиеся от онкологического заболевания, до 18 лет стоят на учете у детского онколога. Они живут полноценной жизнью, но, согласно определенным срокам, обязательно проходят диспансеризацию. Мы направляем наших пациентов на реабилитацию в Воронежский центр реабилитации детей и подростков «Парус надежды», в специализированный санаторий «Русское поле» при федеральном центре детской онкологии, гематологии и иммунологии имени Д. Рогачева. Он находится в городе Чехов Московской области. В нашем отделении работает благотворительный фонд «ДоброСвет», одним из направлений его работы является реабилитация пациентов, перенесших онкологическое заболевание, семей в целом, которые испытали тяжелый стресс в связи с болезнью ребенка. Психологи помогают избавиться от страхов, понять, что все закончилось и можно жить обычной жизнью. После достижения возраста 18 лет пациенты продолжают наблюдаться у врача-онколога в онкодиспансере.
– Наверное, этот вопрос вы слышите чаще всего от родителей: в чем причина, почему дети болеют раком»?
– Да, конечно, и на самом деле это сложный вопрос. На сегодняшний день проводится много исследований в области канцерогенеза, и мы знаем точно, что в основе развития любой опухоли лежат генетические поломки, которые могут появиться, в том числе и внутриутробно. Но какой конкретно внешний или внутренний агент приводит к этим поломкам, мы до конца не знаем. Факторы риска, которые мы перечисляем, когда говорим о взрослых заболеваниях: вредные привычки, стрессы, ожирение, УФ-излучение солнца, облучение для детей значимы в меньшей степени. Сейчас известно большое количество наследственных заболеваний, то есть генетических, при которых риск развития онкологических заболеваний повышается во много раз. Эти дети находятся под наблюдением и детских онкологов в том числе, чтобы не пропустить онкологическое заболевание на ранних стадиях, а значит, вылечить ребенка.
К счастью, на сегодняшний день рак у детей и у взрослых — это не приговор, его можно успешно победить. Для этого необходимы совместные усилия врачей многих специальностей и полная уверенность родителей и пациентов в победе.
Текст подготовлен в рамках информационно-коммуникационной кампании регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» нацпроекта «Здравоохранение».
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.