Top.Mail.Ru
Воронеж ясно +8°C
USD
80.98
EUR
94.58
Предложить новость
Прямой эфир
20:48 Сегодня
13 мин
0
292

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Чем кормили в трамвае-кафе и на какой остановке не выпускали пассажиров: история воронежского трамвая

20:48 2025-10-18
13 мин
0
292
Как трамвай «летел» над водохранилищем, ходил через «сказочный» лес и почему его внезапно не стало
Фото: Владимир ЛАВРОВ (архив «Коммуны»)

С тех пор, как в Воронеже исчезли трамваи, выросло уже целое поколение. Сегодня мы напомним о том, каким был этот транспорт в пору своего расцвета, а также расскажем, почему цена трамвайных билетов уменьшилась в 10 раз, на какой остановке не открывали двери для пассажиров и зачем в Воронеже существовали две отдельные трамвайные системы.

Воскресший трамвай

Трамвай во время боёв за Воронеж разделил трагическую участь города. Подвижной состав был уничтожен, пути разрушены. Оккупанты сняли и вывезли в Германию медные контактные провода, а рельсы использовали для строительства укреплений и противотанковых препятствий. Здание депо уцелело, но было разграблено.

Возрождение трамвая стало одним из трудовых подвигов воронежцев. Каждый горожанин был обязан отработать сто часов на восстановлении транспортной системы. Люди вручную расчищали пути от завалов, лопатами засыпали воронки. Невероятно, но трамвай удалось запустить уже через четыре месяца после полного освобождения Воронежа. 25 мая по лежащему в руинах городу прошёл первый вагон от вокзала до Заставы.

Трамвай возрождался одновременно с городом. К 1947 году по 55,5 километрам путей ходили уже 39 моторных и 35 прицепных вагонов. Полного восстановления довоенных показателей удалось достичь в начале 50-х годов. Постепенно все маршруты стали двухколейными. Это позволило значительно увеличить скорость трамваев и пропускную способность этого вида транспорта.

До 29 августа 1954 года в Воронеже одновременно действовало две трамвайных системы. Дело в том, что до войны единственным мостом, по которому осуществлялось трамвайное движение между правобережными и левобережным районами, был Вогрэсовский. Летом 1942 года немцы взорвали этот мост, и обломки вместе с застывшим на нём трамвайным вагоном рухнули в реку. После освобождения города трамвайные линии на правом и левом берегах Воронежа развивались независимо друг от друга. И лишь с постройкой нового Вогрэсовского моста удалось их соединить.

При движении к Вогрэсовскому мосту на улице 20-летия Октября была единственная в своём роде остановка «Ревизорский пост». На ней перед крутым спуском осматривали тормоза вагонов и давали добро на дальнейший путь. Посадки и высадки пассажиров на этой остановке не было. Участок перед мостом считался самым опасным ещё с 30-х годов, когда там произошла первая авария.

Символическая стоимость

В 1961 году, когда была проведена деноминация рубля, трамвайный билетик «подешевел» — с 30 до 3 копеек. В Советском Союзе не было очень многих вещей и явлений, без которых сегодня трудно представить нашу жизнь. Одна из них — инфляция. Проезд в общественном транспорте не дорожал вместе с продуктами и коммунальными услугами, а оставался неизменным на протяжении десятилетий.

Цена поездки была чисто символическая, ведь на 3 копейки можно было купить разве что стакан газировки из автомата или три коробка спичек. Но тем не менее на каждом трамвайном билетике, как на деньгах или облигациях, печатали шестизначный номер. Если суммы первых и последних трёх цифр совпадали, такой билет считался счастливым. Надо было только загадать желание и съесть билетик, чтобы оно исполнилось.

Билет можно было купить в киоске на остановке или у водителя во время поездки. Затем проездной документ требовалось пробить компостером, иначе пассажир считался «зайцем». Штраф за безбилетный проезд составлял 1 рубль. Впрочем, надпись в вагоне «Совесть пассажира — лучший контролёр» прозрачно намекала, что шанс встретить контролёров ничтожен.

В 80-е годы прижимистость воронежцев породила анекдот о том, как в городе хотели узнать численность населения без проведения переписи. Якобы из этой затеи ничего не вышло, поскольку по числу использованных за месяц талонов на водку в Воронеже жили 3 миллиона, а по купленным трамвайным билетам — всего 50 тысяч.

Продавались также месячные и квартальные проездные билеты для разных категорий совестливых граждан — школьников, студентов, взрослых. Проездные могли быть на один вид транспорта, трамвай в комплекте с троллейбусом или на трамвай, троллейбус и автобус одновременно.

Любопытно, что трамвай в Воронеже был дешевле, чем в Москве, где любой общественный транспорт, в том числе метро, стоил 5 копеек.

На пике формы

В 60-е годы в Воронеже появился троллейбус, всё больше на улицах становилось автобусов. Но разные виды городского транспорта не конкурировали между собой, а дополняли друг друга. Трамвай не перестал развиваться.

В 1974 году начал работать Воронежский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод (ВРТТЗ). Основным видом его деятельности был ремонт трамваев, а не троллейбусов.

В 1986 году открылся Северный мост, и по его второму ярусу пошли трамваи. Пассажирам могло показаться, что вагон летит над водохранилищем, настолько широкий обзор открывался оттуда. Город рос, и трамвайные рельсы уходили от центра всё дальше. В конце 80-х годов в Воронеже насчитывался 21 трамвайный маршрут.

Одной из самых необычных была линия до студгородка ВПИ. На последнем её участке вагон шёл через лес. Весной, когда вокруг цвели подснежники, это выглядело как иллюстрация к сказке про паровозик из Ромашково. По-своему живописным был и путь через учебные поля СХИ, тогда ещё не отданные под застройку.

В дополнение к построенному ещё до революции зданию трамвайного депо № 1 в послевоенные годы появились новые трамвайные парки на улицах Кулибина и Кривошеина.

Такие разные трамваи

Максимальная численность трамваев была достигнута в 1970 году, когда в Воронеже их насчитывалось 318. При этом надо учесть, что большая часть и была устаревшими двухосными вагонами малого объёма. В дальнейшем, несмотря на небольшое снижение числа воронежских трамваев, их общая вместимость стала гораздо больше.

В 80-е годы в Воронеже можно было встретить советские трамваи КТМ-5 и чехословацкие «Татры Т3», первые из которых попали в наш город в 1977 году. По левому берегу Воронежа ездили только чехословацкие трамваи, которые по сравнению с КТМ-5 считались более современными. Однако и у них хватало недостатков. Вагоны были высокопольными, с поручнем посредине прохода. Внести в такой трамвай детскую коляску без помощи других пассажиров было невозможно. Жёсткие сиденья из стеклопластика были долговечными, но некомфортными. Трамвай был достаточно шумным.

Кроме пассажирских, на городских улицах изредка можно было увидеть и различные специальные трамваи — грузовые, ремонтные, снегоочистительные. Самыми современными и комфортными были трамваи «Татра Т6В5». Всего в Воронеж их поступило 12 штук, а работали они на маршруте № 16, который проходил через Северный мост.

Просторные, красивые, с плавным ходом, эти вагоны выгодно отличались от своих предшественников. Однако постепенной замены старой техники на более передовую не произошло. В постсоветское время Воронеж остался без трамваев. О том, почему и как это произошло, мы расскажем в очередном выпуске этой рубрики.

Кстати

В 1987 году в Воронеже появился уникальный трамвай-кафе «Сладкая прогулка». За полтора рубля в нём можно было прокатиться по городу, сидя за столиком, ещё 15 копеек стоило послушать экскурсовода. Мороженое, соки и сладости посетители-пассажиры приобретали за отдельную плату. К сожалению, трамвай-кафе оказался убыточным и вскоре был заново переделан в обычный.

Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКО

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.15602397918701