На Платоновфесте в Воронеже выступили коллективы из Черкесска и Москвы
На насыпи Петровской набережной состоялся новый проект «Платоновфеста», объединяющий современные российские группы. На опен-эйре под названием «На песке» выступили исполнители, переосмысляющие фольклор разных регионов России: коллектив Gollu из Черкесска и столичные хулиганы-народники из группы «Ходила изба» (16+). Вот подробности.
Эти напевы сразу переносят зрителей в горы Карачаево-Черкессии. Коллектив, открывающий опен-эйр Платоновского «На песке», называется Gollu. Это слово обозначает старинный обрядовый танец, который исполняют в честь весеннего равноденствия на карачаево-балкарском — это один из тюркских языков.
Азнаур Тоторкулов, участник группы Gollu (Карачаево-Черкессия):
— Мы исполняем музыку в прочтении, близком к оригинальному, мы это делаем умышленно, так как таких коллективов больше нет. Мы стараемся показать: традиционная музыка — вплоне себе современная музыка, ее место не в музее, не в консерватории, а там же, где место всей другой музыке.
Этим мелодиям нужны природа и простор — здесь, на насыпи Петровской набережной, и того, и другого в достатке. Зрители сразу оценили новый формат проведения концертов под открытым небом.
Юлия Чурилова, зритель:
— Расслабленная атмосфера, можно посидеть, отдохнуть. И вообще почему выбрали сегодняшний день? Потому что интересуемся фолк-музыкой, этнографией, и очень интересно послушать группы, что еще не были в нашем регионе, познакомиться с музыкальным творчеством их регионов.
Илья Скрипников, исполняющий обязанности директора Международного Платоновского фестиваля искусств:
— Мы открыли эту площадку в 2021 году, когда показывали наш танцевальный перформанс «Новая земля», и нам сразу понравилось. И мне кажется, даже тогда у нас в головах родилась идея, что здесь можно проводить не только танцевальные вечера, не только перформансы, но и концерты.
Начинался проект, как осмысление национальной идентичности и поиск карачаево-балкарского звучания. В основном музыканты из группы Gollu берут материал, который был записан этнографами и фолклористами в ХХ и ХIХ веках — от героических баллад до обрядовых песен. А еще играют на аутентичных национальных инструментах.
Азнаур Тоторкулов, участник группы Gollu (Карачаево-Черкессия):
— Мы реконструировали инструменты по размерам. Я ездил в российский этнографический музей, отмерили там три инструмента и изготовили копии, а потом по мере своей деятельности мы поняли, что не во всем аутентичные инстурменты соответствуют современному веку. Они капризные, они расстраиваются, струны из конского волоса у нас, и в традиции они стоянно расстраивались, глухой звук. Постепенно стали модернизировать без перегибов…
Ну, а эти артисты уже одним своим названием задают тон всему выступлению. Под музыку столичной группы «Ходила изба» на месте усидеть просто невозможно. Выпускницы народного отделения академии Гнесиных решились на смелый эксперимент: соединить фолк и обряды наших предков с джазом, фанком, роком, хип-хопом и трип-хопом, стремясь к исполеннию, в котором сплетаются радость и грусть, раж, мистика и тишина.
Марина Рожкова, участница группы hodila izba (вокал) (г. Москва):
— Фольклор — это живая история, она все время формируется, и есть люди, которые исследуют и оставляют его в первоначальной форме, а мы хотим немножко с ним поэкспериментировать и донести до людей, которые к этому не прикасались и не были еще знакомы с фольклором. Мне кажется, это неплохая форма для привлечения людей к этой традиции. Нет цели пробудить корни, есть цель познакомить людей с их же культурой.
Родился проект, как своеобразный джем. Джазовая импровизация встретилась с народной, и оказалось, что между ними много общего. В основе композиций — напевы из русской глубинки, несущие в себе культурный код страны.
Тимур Некрасов, музыкант группы hodila izba (саксофон/флейта) (г. Москва):
— Вся мировая культура — в аккомпанементе, а самое главное — вишенка на торте: русская песня.
Песни девочки поют в неизмененном виде, используют аутентичные наречия, костюмы, диалект, который сохраняется, структура песни, мелодия, это очень важный момент, поначалу даже кажется — непонятно, на каком языке поют, просто в каждом регионе свои нюансы. И вот именно ценно, что эти девочки поют, как те женщины, которые исполняли это раньше.
На этом фестиваль не заканчивается. До 2 июля еще есть возможность посетить выставки: в музее имени Крамского — «Александр Родченко» (12+) и «Роберт Фальк» (12+), в зале на Кирова оценить работы Евгения Кравцова (12+). А завершится летняя часть XII «Платоновфеста» на предстоящих выходных ярким праздником уличных театров из Москвы, Петербурга, Самары и Воронежа. Состоится он в парке «Дельфин» — вход свободный. (6+)
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.