«Восемь лет учимся, двадцать танцуем» – худрук Воронежского хореографического училища
Народная артистка России Татьяна Фролова в сердцах любителей балета навсегда остаётся нежной Авророй из «Спящей красавицы», темпераментной Китри из «Дон Кихота» и чарующей Шахерезадой из «Тысячи и одной ночи». Служение балетному искусству перешло со сцены в классы, где Татьяна Александровна передаёт ученикам свою трепетную любовь к танцу, увлечённость классикой и открытость новым веяниям в мире отечественной хореографии.
«В нашем искусстве важнее природные данные»
— Татьяна Александровна, расскажите, как вы стали балериной?
— Я пришла в балет из спортивной гимнастики. Занималась шесть лет. Но тренер Людмила Ивановна Бездверная почувствовала мой страх перед сложными трюками и привела в хореографическое училище к своему знакомому преподавателю Валентине Александровне Наружной. Несмотря на то, что я была на год старше положенного (в училище брали с 10 лет, а мне было уже 11), меня приняли. Валентина Александровна до её последнего дня оставалась не только моим педагогом, но и настоящим другом. Она привила мне любовь к балету, многому научила и через два года передала легендарной Набиле Галиевне Валитовой, которая вела старшие классы.
— Чем, на ваш взгляд, привлекает балет?
— Тот, кто его смотрит, испытывает эстетическое удовольствие от соединения музыки, пластики тела, игры характеров, красивых костюмов и декораций. Тот, кто танцует, получает радость от того, как движения его тела «поют музыку». Драматические перевоплощения на сцене тоже волнуют. Например, в балете «Лебединое озеро» ты вначале появляешься в образе Белого лебедя — Одетты со всепрощающими глазами-озёрами. А потом превращаешься в Чёрного лебедя — Одиллию — и должна сыграть страсть, вероломство, огонь…

— Что важно понимать тем, кто идёт в балетное искусство?
— Что 20 лет мы танцуем на сцене, а перед этим 8 лет учимся в хореографическом училище. Годами повторяем движения — каждый день, без пропусков. Завершился спектакль: аплодисменты, восторг зрителей, цветы. Но это было вчера, а наутро ты снова в балетном классе у станка. Постоянная работа с телом плюс особенное питание, где вкусное — это то, что даёт организму энергию для танца, и не более.
— С чего начинается балетное воспитание? Как разглядеть у будущего артиста сценический интеллект и можно ли его развить?
— Во время приёмных экзаменов у некоторых детей то, что вы назвали сценическим интеллектом, сразу обращает на себя внимание. В процессе учёбы, может, конечно, оказаться, что это была «шкатулка с сюрпризом». У нас такой вид искусства, где в первую очередь нужны природные данные. Половины того, что основоположница классической балетной школы Агриппина Ваганова описала в своей книге, без них не сделать. Хорошо, когда в балет приходит ребёнок, у которого природный потенциал. Замечательно, если вначале он ходил на гимнастику или в танцевальный кружок, где умный преподаватель ставил детям осанку, «воспитывал» их тело, делая с ними растяжку.

«В балете не хватает мужчин»
— Балет — довольно консервативная сфера, но что-то в ней меняется?
— Изменилась эстетика танца. Другим стал внешний вид балерин. Звёзды советского балета Наталия Дудинская, Марина Семёнова были небольшого роста с пухленькими ножками. Зато их партнёрам-мужчинам проще было выполнять поддержки. Сегодня у балерин в основном длинные линии ног, рук. В связи с этим замедлился темп спектаклей. Но есть преимущества — танцовщики могут плавно и красиво показать движения. Если говорить о современной хореографии, то здесь мы, в отличие от Запада, идём своим путём. Моё мнение — чтобы красиво исполнить творения современных хореографов, артист должен быть подготовленным, то есть пройти балетную школу. Тогда, чтобы он ни сделал — шпагаты, стойки на голове — это будет выглядеть эстетично.
— Как худрук и педагог с какими проблемами вы сегодня сталкиваетесь?
— Мальчишки перестали идти на отделение классического танца. Выручает народное отделение, куда приходят ребята, занимавшиеся до этого в разных коллективах. В результате все театры страны, может быть, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, испытывают нехватку мужского состава в балете.
— Вы можете предопределить творческую судьбу своих выпускников?
— Здесь многое зависит от случая. Когда я пришла в театр, мне было сложно . Я окончила училище с красным дипломом, ездила на международные и всесоюзные конкурсы, но в труппе было много блистательных балерин. Я не понимала, как можно стать с ними вровень. И вот сложилось так, что кто-то ушёл в декрет, кто-то заболел, у кого-то травма, и — хоп! — ты уже танцуешь ведущие партии. Так получается не у всех. Но я всегда говорю ребятам, как важно не упустить свой момент и не оплошать.
— Что у вас в планах?
— Мечтаем открыть в училище отделение современной хореографии. У детей есть интерес и желание учиться современному балету, где нет таких строгих канонов, как в классике. Продолжим популяризировать балет. Мы уже провели два балетных конкурса, куда приезжали юные танцовщики из разных уголков России, включая Якутию, и даже из Беларуси. Осенью 2026 года проведём III-й Всероссийский балетный конкурс «Антре» для воспитанников региональных хореографических училищ. Надеюсь, что продолжим традицию проведения «Дня балета» — такого праздника танца нет нигде, кроме Воронежа.
ФАКТ
Постановлением Правительства региона Татьяна Фролова награждена знаком отличия «Почётный наставник Воронежской области».









Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.