Воронежский театр оперы и балета представил уникальный музыкально-танцевальный проект «Рахманиана»
Красный рояль, белые пачки и оркестр на сцене. В Воронежском оперном — беспрецедентный проект «Рахманиана», объединивший оперу «Алеко» и балет на Второй концерт Сергея Рахманинова — самое часто исполняемое произведение в мире. Кстати, написан этот концерт был именно на воронежской земле. Как станцевать оперу и перевести на язык хореографии сочинение для фортепиано с оркестром?
Увидеть музыку, услышать балет. На сцене Оперного впервые — не только танцовщики, но и целый оркестр с красным роялем во главе. В неоклассическую форму знаменитый Второй концерт Сергея Рахманинова решили облачить известные хореографы Константин Матулевский и Софья Гайдукова.
Марта Луцко, прима-балерина балетной труппы Воронежского театра оперы и балета, и Михаил Ветров, премьер балетной труппы Воронежского театра оперы и балета
— С Соней и Костей мы уже не в первый раз работаем, нам нравятся их постановки, они к нам очень часто приезжают, мы всегда их ждем и очень сильно любим. У них к хореографии и к сюжетности, к общему виду спектакля, очень новаторский подход, они любят соединить несоединимое!
Хореографический узор разнообразен, словно кружево, и гармонично сплетается с мелодизмами Рахманинова. Кружащиеся в танце артисты балета — словно сама музыка. А может быть, они — ноты или мысли композитора? В этой бессюжетной постановке каждый увидит и услышит что-то своё. Добавлять дополнительную драматургию столичным хореографам показалось неправильным. Они признались: ставить балет на самую часто исполняемую музыку в мире — это вызов.
Софья Гайдукова, хореограф, лауреат международных конкурсов и премии «Душа танца», номинант премии «Золотая маска»:
— Это просто рыть себе могилу 33 раза, потому что никогда невозможно переплюнуть такую гениальную музыку, очень сложны для восприятия на слух все эти переходы, она очень непростая. И, конечно, бедные ребята, которые танцуют, слава богу — это не я! Главное действующее лицо — это сама музыка. И как же людей, которые эту музыку играют, нашу солистку Инну, которая приехала к нам из Москвы, как мы можем запихнуть ее в яму, когда она — главный действующий персонаж, который толкает все действо, происходящее на сцене.
Для лауреата международных конкурсов Инны Забрусковой эта постановка тоже стала абсолютным экспериментом. К тому же сотрудничество с артистами балета для пианистов — вообще большая редкость, а ведь есть еще и орекстр, с которым нужно буквально дышать в унисон.
Инна Забрускова, лауреат международных конкурсов, студентка 2 курса Московской консерватории им. Чайковского:
— Это синтез музыки и танца. Танец требует от музыки большей ритмичности, чем музыка того бы хотела. И вот именно именно этому балансу ритма и экспрессии мы учимся. Музыка Рахманинова с исполнительской точки зрения очень сложная, потому что он был прекрасным пианистом, очень виртуозным, и каждый пианист, подходя к музыке Рахманинова, должен быть профессионально высоко подготовлен.
Оставили оркестр на сцене и для другого произведения Сергея Рахманинова — его первой оперы «Алеко». Композитор написал ее в 19 лет, взяв за основу поэму Пушкина «Цыгане». По сюжету Алеко бежит из неволи душных городов и встречает свободолюбивую Земфиру, но та быстро к нему охладевает, отдав свое сердце молодому цыгану. Исполнитель заглавной партии Роман Дюдин признается: любовь к опере для него началась именно с «Алеко», поэтому об этом произведении он знает практически всё.
Роман Дюдин, ведущий солист Воронежского государственного театра оперы и балеты, дипломант международного конкурса, исполнитель партии Алеко:
— Первое исполнение «Алеко» связано с Шаляпиным, и было это посвящено 100-летию Пушкина. И для всех было большой неожиданностью, когда Шаляпин вышел именно в гриме Пушкина, он считал, что судьбы Алеко и Пушкина очень похожи.
За постановку «Алеко» взялся балетмейстер Денис Постоев. В его прочтении цыганские наряды весьма условны и не привязаны к какому-либо времени, так как история о любви и ревности, свободе и долге сама по себе вечна. Этот спектакль — синтез танцевального и вокального жанров. В сценическое исполнение добавлен кордебалет, особая пластика и у оперных солистов.
Светлана Дюдина, ведущая солистка Воронежского театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов, исполнительница партии Земфиры:
— Планировались танцы, но их нет, но есть пластический театр, меня это цепляет, потому что я люблю движение, люблю работать телом. Денис Постоев сделал несколько интересных моментов, где мы можем проявиться не только как оперные певцы, но и как люди, владеющие своей физикой.
Два одноактных спектакля объединило общее название «Рахманиана»: это дань великому русскому композитору, пианисту и дирижеру в его юбилейный год, а заодно воплощение его музыкальной вселенной. (12+)
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.