Воронежский обряд вождения русалки попал в федеральный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния

В федеральный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния, утверждённый председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным 3 августа, попалии четыре объекта из Воронежской области. В их числе – обряд вождения русалки в селе Оськино Хохольского района.
Главная цель карнавального шествия-игрища – выпроводить русалку, олицетворяющую конец весны, в образе ряженого коня. Проводится обряд в следующее за Троицей воскресенье, в последний день перед началом Петровского поста. Всю неделю после Троицы называют в Оськино русальной.
Начинают обряд обычно в полдень на краю села. Трое мужчин, которых называют русальщиками, положив на плечи лестницу из тонких жердей с укреплёнными поперёк металлическими дугами, накрываются чехлом из ткани. Тот изображает туловище «коня-русалки». Дальнейшие события этнографы описывают следующим образом:
– Спереди в небольшой незашитый проем первый русальщик высовывает деревянные вилы, на которые накручено конопляное волокно таким образом, чтобы имитировать морду коня-русалки. Коню привязывают рога из деревянных палочек, чтобы русалка могла бодаться, или как здесь говорят – брухаться. Последний русальщик под пологом держит палку с привязанным конопляным хвостом, чтобы русалка могла хлестаться и пугать зрителей. Конопляное волокно сохраняли специально для обряда из года в год и не могли использовать для других целей. Туловище коня-русалки на современный лад украшают лентами, а спереди даже куклой. Русалку за кожаную уздечку ведёт по улице вожак, который одет необычным образом (раньше – в женскую холстинную одежду, с 50-х годов вожак наряжается цыганом). В руках у вожака – плеть.
В шествии участвуют одетые в стилизованные (так как подлинных не сохранилось) костюмы женщины. Они несут фляжки, вёдра и корзинки, собирая подаяние – продукты, деньги или выпивку –от каждого дома и встретившегося на пути человека или проезжающей машины. Следом за ряжеными следуют песенницы, а за ними – толпа любопытствующих. Жадных сельчан на потеху всей толпе русалка «брухает» (лягает или бодает). Время от времени она падает на бок, изображая сильную усталость, предвещающую скорую смерть, после чего её поливают водой. Обряд сопровождается песней «В лелей холоду».
Завершается шествие на противоположном краю села (раньше это происходило непременно у ржаного поля). Русалку «разламывают», что символизирует её смерть. Все участники процессии устраивают обед вскладчину. Всё собранное угощение обязательно нужно съесть.
Обряд «Вождение русалки» был исследован в 1930-е годы экспедициями Российского музея этнографии. Исследователи считали, что он существовал лишь до 1934 года. Однако позднее обряд с некоторыми перерывами воспроизводился в течение всего ХХ века, сохранившись и до наших дней.
Также в федеральный реестр попали одна из древнейших технологий изготовления зольной куклы, практикуемая в сёлах Шубное и Русская Тростянка (Острогожский район), технология изготовления Карачунской глиняной игрушки (Рамонский район) и традиции домовой резюбы в Борисоглебском городском округе.
В реестр объектов нематериального этнокультурного наследия собираются включать сказки, былины, обряды, танцы, ремёсла, традиции и обычаи. Он должен содержать информацию о происхождении того или иного объекта, местности его бытования, носителях и хранителях самобытной традиционной культуры. Инициаторы создания реестра считают, что такой общедоступный информационный ресурс позволит упростить изучение, использование, сохранение и популяризацию нематериального этнокультурного достояния.
В Воронежской области свой каталог объектов нематериального культурного наследия существует с 2011 года. Он включает около 60 объектов, в том числе и те, что попали позднее в федеральный реестр. Критерии отбора – историческая и культурная значимость для проживающего в регионе населения, уникальность и высокая художественная ценность, распространённость, самобытность и преемственность. В разные годы в перечень попали свадебный обряд села Сергеевка Подгоренского района, похоронно-поминальный обряд в селе Новосолдатка Репьёвского района, песенная традиция села Новая Криуша Калачеевского района, сказки Анны Барышниковой и Анны Корольковой, технология изготовления кругового мониста села Пузево Бутурлиновского района.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.