Воронежцы смогли увидеть спектакль «Двенадцатая ночь» ещё до премьеры
В программе Платоновского всегда есть место смелым экспериментам. Например, спектакль «Двенадцатая ночь», премьера которого в рамках фестиваля состоится 15 сентября. Это не типичный для русской традиционной школы вид уличного, площадного театра. И чтобы актёры его по-настоящему прочувствовали, один из финальных прогонов прошёл под открытым небом.
Юлия Коцюба, корреспондент:
– «Двенадцатая ночь» – это спектакль с особенной историей. Его начали ставить в период самоизоляции – онлайн. Далее – он вошёл в программу Платоновского фестиваля. Но это ещё не всё – режиссёр Юрий Муравицкий вместо традиционного единственного прогона устраивает десять, один из которых под открытым небом.
Ни кулис, ни занавеса – никаких секретов от зрителей. Актёры на глазах у публики наносят нехитрый грим, который их не выделяет, а наоборот обезличивает, делает универсальными персонажами. Ведь о том, кого они будут играть, артисты узнают прямо на сцене. Поэтому называется спектакль «Двенадцатая ночь или КАК угодно».
Светлана Медведева, актриса Никитинского театра:
– Незабываемые ощущения. Постоянный азарт: кто же сегодня выпадет, кого ты будешь играть. Немножечко пока ещё есть страх, потому что всё равно, какую-то роль знаешь больше, какую-то меньше. Всё-такие переживаешь, насколько ты уверенно себя будешь чувствовать сегодня. Но это безумно интересно, это очень классный опыт.
Не просто уличный Шекспир, а спектакль с элементами реалити-шоу. Актёры вживаются в роль на глазах у зрителей – быстро надевают подходящий образу элемент костюма и сразу на сцену. Чтобы быть готовыми к такой лотерее, им пришлось выучить весь текст шекспировской пьесы, а он достаточно объёмный. Поэтому в процессе представления артисты, конечно, забывают слова, подсказывают их друг другу – и это тоже тоже запланированная режиссёром импровизация. Зритель следит не только за сюжетом, но и за тем, как «выкручиваются актёры».
Вжиться в роль актёрам помогает движение. Хореограф-постановщик спектакля Никита Чумаков придумал пластические образы, которые помогают актёрам быстро войти в правильную форму и легко считываются зрителями.
Никита Чумаков, хореограф-постановщик:
– Например, есть персонаж сэр Тоби. Он плоский. Есть разные виды персонажей. Есть королевские, роялти – у них есть посадка эфасе, круазе. И есть более низменные, земляные, хтонические персонажи – у них плоская система координат.
«Четвёртой стены», незримо разделяющей актёров и зрителей, здесь нет и быть не должно. Наоборот, публика максимально вовлечена в происходящее, актёры постоянно обращаются к ней. Действие, которое происходит на сцене, очень живое, очень настоящее и, действительно, напоминает средневековое уличное представление.
Юрий Муравицкий, режиссёр:
– Это не совсем привычный и типичный вид театра для России. Это площадной театр. И это такой театр, который не в традициях русского психологического театра. Здесь есть прямое общение с публикой. И здесь очень важна реакция зрителей. И научиться устанавливать контакт прямой между актёром и зрителем.
Тяжеловесный шекспировский текст в этой версии «Двенадцатой ночи» сочетается с гротесковым и одновременно инфантильным подходом. Актёры говорят высоким слогом, но делают это с детской наивностью, стоя в песочнице. Всё это, несомненно, игра. Шекспировские персонажи играют чувствами друг друга, так же, как и мы в реальной жизни. Самое важное здесь – вовремя остановиться, чтобы не сделать больно близкому человеку. Об этом «Двенадцатая ночь» в великолепном исполнении Никитинского театра.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.