В Воронеже открылась выставка Ильи Глазунова
«Русский Энди Уорхол», «Достоевский в живописи», автор более трёх тысяч произведений — в музее Крамского открылась выставка Ильи Глазунова. Ему позировали Брежнев, Ганди, Папа Римский, Федерико Феллини. А чтобы увидеть его работы — люди выстраивались в огромные очереди.
Сегодня к творчеству Ильи Глазунова относятся неоднозначно. Художник прожил долгую жизнь — 87 лет. Мир попрощался с ним в июле 2017-го. В двенадцать лет он был спасён из блокадного Ленинграда, где погибла вся его семья. Жил в деревне под Новгородом, после вернулся в северную столицу — там получил художественное образование. За свою жизнь Илья Глазунов успел побывать и опальным и придворным живопицем. Но неизменно — главная тема его творчества — Россия: берёзы, купола, иконописные лики, красивые женщины. За это его и ругают, и любят.
Ольга Рябчикова директор воронежского областного художественного музея им. Крамского говорит: «Я не знаю ни одного знаменитого художника, который однозначно был бы принят публикой. Это касается и Ильи Сергеевича. Ну и дело в том, что он не писал заказные работы. Всё, что он писал, казалось бы, связанное с официозом, с патриотической темой — это шло не от заказа. Это шло от внутренней потребности и от внутреннего состояния. И, прежде всего, от такой очень глубокой любви к своей Родине и искреннему переживанию за её судьбу».
В музей Крамского привезли 33 произведения из галереи Ильи Глазунова в Москве. Выбирали их с расчётом на то, чтобы раскрыть все грани творчества художника, начиная от раннего периода, когда он увлекался древнерусской живописью, фресками. Глазунов часто обращался к российской истории, к мифам. Центральная работа экспозиции — «Русский икар». Мужик с бездонными синими глазами летит на рекой, освобождающейся ото льда. Этот образ художник списал с поэта Бориса Примерова — он покончил с собой в 1995 году, не выдержав перемен, происходивших на тот период в России.
Ещё одна знаковая работа Глазунова «Русская красавица» — обобщает тему женской красоты в его творчестве. А рядом — знаменитая «Легенда о царевиче Димитрии».
Полина Шабанова главный хранитель галереи Ильи Глазунова рассказывает: «В этом убиенном царевиче, на котором закончилась династия Рюриковичей, усматривали сходство с последним российским будущим императором — царевичем Алексеем — уже династии Романовых. И эту картину снимали с выставок. То есть она была под запретом, её считали идеологически вредной».
А за самую знаменитую и масштабную работу — «Мистерию 20-го века» Илье Глазунову грозила высылка из страны. Он, кстати, часто работал и выставлялся за рубежом. О чем свидетельствует фотохроника, которая дополнила экспозицию. Но, несмотря на все предложения остаться, художник всё равно возвращался на родину. Здесь он вёл насыщенную жизнь — участвовал в реставрации Кремля, оформлял постановки в Большом театре. Организовал в Москве академию живописи.
Антон Трофимов художник-реставратор, выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова говорит: «У него был в принципе такой лозунг — нужно жизнь именно в этот день, прожить максимально. То есть сделать максимально всё, что ты можешь в этот день».
В советское время Илья Глазунов был очень популярен. Чтобы посмотреть его работы, люди выстраивались в огромные очереди. Так было и в Воронеже, когда выставка художника приезжала в музей Крамского в первый раз, в 90-ом. Спустя почти 30 лет полотна Ильи Глазунова снова в Воронеже — но теперь другое время, другая страна. Теперь его картины вызывают вопросы. Но одно точно — Илья Глазунов фигура знаковая, он навсегда вошёл в историю живописи.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.