В Воронеже на Платоновфесте зрители увидели танцевальный спектакль по мотивам античного мифа
Воронежский кейс Платоновфеста отгремел, впечатления остались. Уже второй год Платоновский фестиваль искусств представляет театральному сообществу наиболее яркие спектакли театров столицы Черноземья. Об одном из них — наш сюжет.
Дева — одно из имён древнегреческой Артемиды, вечно юной богини охоты, плодородия, женского начала. Римляне называли ее Дианой. Так же зовут исполнительницу единственной партии этого танцевального спектакля. Диана Кустурова — прима-балерина Воронежского театра оперы и балета. Воскресить античный миф на современный лад решили хореографы, номинанты «Золотой маски» Константин Матулевский и Софья Гайдукова.
Софья Гайдукова, хореограф-постановщик, лауреат международных конкурсов:
— Она, как богиня, сама по себе очень властная, она очень нетерпимая к многим вещам, очень много разных мифов есть, где она мужчин превращала в оленей и их расстреливала. Она была вечная дева, постоянно окружали её звери, она сама превращалась в медведицу, кабана. У нас Диана пытается превратиться и в медведицу, пытается превратиться в кабана. Внутри мы раскручиваем непосредственно этот миф.
Из декораций на сцене — огромный куб, в котором героиня смотрится словно музейный экспонат. На протяжении всей постановки она переживает различные трансформации под а капелла в исполнении артистов хора. Всё вкупе напоминает сакральное действо. В спектакле нет ни одного лишнего движения, каждое несёт особую смысловую и архетипическую нагрузку.
Диана Кустурова, прима-балерина Воронежского театра оперы и балета:
— Сложность заключается в том, что ты все время один на сцене. Когда мы уходим за кулису, мы всё равно сбрасываем наш образ, который у нас был до этого, мы отдыхаем, а здесь этого нельзя сделать, потому что это все видит зритель. Понимаешь, что любое твоё замешательство — это всё видно, и тебе должно быть интересно прежде всего самому.
Зрелищности добавляет световое оформление, а хор поет в причудливых головных уборах с барочным изображением флоры и фауны. Их создала московская художница Венера Казарова. В «Деве» звучит музыка современных композиторов Дьёрда Лигети и Дэвида Лэнга, а произведения на латыни исландца Йохана Йоханнссона исполняются в России впервые.
Эмиль Гаджиев, хормейстер Воронежского театра оперы и балета:
— Было, мягко говоря, безумно сложно. Потому что специфика оперного хора — это пение под аккомпанемент. У нас должен быть обязательно оркестр, и мы под него поем. А тут 40 минут акапельного пения. С непривычки было очень тяжело, тем более, музыка атональная, зацепиться не за что слуху. Мы стоим в разных частях сцены и просто банально не слышно, опираешься только на свои мышечные ощущения, которые ты наработал за два месяца.
Премьера «Девы» состоялась этой весной, в рамках II Фестиваля современной хореографии «RE:форма танца», идейный вдохновитель которого — худрук театра Александр Литягин.
Софья Гайдукова, хореограф-постановщик, лауреат международных конкурсов:
— Современная хореография хороша тем, что каждый человек может придумать и додумать свою историю. Нет такого четкого следования либретто, как в классических балетах. Мне кажется, действительно кто-то увидит в этом античный миф, кто-то увидит в этом богиню, а кто-то увидит просто женщину, которая живёт, ищет себя, взаимоотношения её с мужчинами, взаимоотношения с самой собой.
Помимо «Девы», в воронежский кейс Платоновфеста вошли еще 7 спектаклей. Свежие постановки представили Кольцовский драматический, Камерный, Никитинский, ТЮЗ и театр кукол «Шут». Как таковой воронежский кейс появился в прошлом году, как вынужденная мера. Из-за пандемии пригласить иностранные труппы было просто невозможно. Но эксперимент удался. В этот раз проект расширили и дали подзаголовок «Возможности». Это слово отражает тот потенциал, которым обладают театры столицы Черноземья.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.