Шесть новинок с книжной ярмарки Платоновского фестиваля в Воронеже

Книжная ярмарка Платоновского фестиваля искусств открылась на Советской площади в центре Воронежа в четверг, 12 июня. На сей раз представлены книги 30 российских издательств. В их числе – Ad Marginem, «Алетейя», «Арт Транзит», «Вита Нова», «Карьера Пресс», «НЛО», «ОГИ», «Лимбус Пресс», «Настя и Никита», «Росток», «Розовый жираф», «Самокат». Представлены и воронежские новинки.
Как и в прежние годы, книголюбов ожидает на площади у концертного зала широкий выбор разножанровой литературы. Пока ещё есть возможность в любую погоду недорого купить прозу и поэзию, мемуары и дневники, книги по истории, психологии, философии, искусству; есть и множество изданий для детей. Также в рамках ярмарки проходят встречи с писателями.
TV Губерния выбрала несколько книг, которые могут заинтересовать и наших читателей. Напомним, ярмарка работает до 18:00 субботы, 14 июня.
Патрик Биксби – Паспорт: культурная история от древности до наших дней (ЛайвБук) 16+
Кому-то этот документ дарит возможность обрести надежду на новую жизнь в дальних краях. Для другого она – один из механизмов ограничения свободы. Эта маленькая книжица «всегда имеет один и тот же удобный размер, утверждённый почти сто лет назад в соответствии с единым международным стандартом, а также страницу с серийным номером, фотографией владельца и персональной информацией». Много веков назад подобные документы существовали. Но выглядели иначе.
В XIII веке венецианский купец Марко Поло 25 лет странствовал по Китаю, Индии, Японии и выжил. Всё потому, что обладал ханской золотой скрижалью. Выдача пропусков на передвижение в Европе позднего Средневековья стала обычной практикой. Со временем в паспортах стали появляться описания внешности, «призванные привести отличительные черты каждого человека к систематизированному набору деталей».
Но книга – не только о механизмах пересечения границ или получения гражданства. Тема преподносится через судьбы художников, поэтов, музыкантов и её преломление в романах, пьесах и фильмах. Истории паспортов Германа Мелвилла, Джеймса Джойса, Эрнеста Хемингуэя или Владимира Набокова могли бы стать темой остросюжетного романа или сериала. А уж сколько вымышленных персонажей сталкивались с проблемами из-за документов! Героя Грэма Грина задерживают полицейские, так как его лицо не похоже на старое фото в паспорте. Тот «обнаруживает, что больше не контролирует свою личность и теперь полностью зависит от документа». Фильм Стивена Спилберга «Терминал» основан на реальной истории иранского беженца. Тот 18 лет прожил в терминале аэропорта после того, как у него украли документы. Куда больше повезло Джейсону Борну, персонажу кинобоевиков: своего паспорта у него часто не было, зато поддельных – пачка. У большинства из нас такой документ один, и, конечно, лучше его не терять.
Виолетта Гудкова – Михаил Булгаков, возмутитель спокойствия (Новое Литературное Обозрение) 16+
Книги о человеке, придумавшем Воланда и Шарикова, выходят часто. Новая – исследование о том, как менялось в России восприятие его произведений. Большинство из них, кстати, нельзя было опубликовать у нас до конца 1980-х.
Для многих тексты Булгакова стали открытием в середине 1960-х. Тогда вышел первый сборник его пьес, а журнал «Москва» опубликовал сильно обрезанную версию «Мастера и Маргариты». Писатель был забыт на протяжении 30 лет. Немногие помнили его литературный успех 1920-х и последовавшие вскоре цензурные запреты. Интересно, что первые спектакли по Булгакову после смерти Сталина появились в театрах Колымы, Магадана, Пермской и Архангельской областей. С конца оттепели о писателе всё чаще пишут литературоведы. Но готовившийся сборник воспоминаний о нём вышел только в перестройку. В 1966-м в одной из статей упомянули «Собачье сердце», но спустя 11 лет само название станет запретным: в описании булгаковского архива произведение назовут просто «пятой повестью». Булгакова начали активно ставить в театрах и экранизировать – но ещё долго он воспринимался как автор полузапретный.
В книге нашлось место и для анализа мнений современников о писателе, и для рассказа о постановках пьес и особенностях режиссёрских интерпретаций в годы застоя и перемен. А также – для критики множества дилетантских «исследований» с громкими названиями вроде «Расшифрованный Булгаков». Завершает почти 700-страничную книгу цитата из Жванецкого: «Михаил Афанасьевич был последний великий русский писатель, случайно попавший в советское время. И переживший его навсегда».
Джудит Макрелл – Флэпперы (ЛайвБук) 18+
Флэпперами называли в Америке 1920-х эмансипированных девушек. Завершение Первой Мировой принесло головокружительные перемены многим женщинам, жившим на западе. Война «подорвала оптимизм начала века, разрушила миллионы жизней, нанесла ущерб экономике и привела к падению политических режимов, однако современный мир восставал из пепла с поистине ошеломляющей быстротой… 1920-е обещали стать десятилетием массового потребления и международного туризма, кино, радио, разноцветных коктейлей и джаза. Они сулили свободу». Героини книги ею воспользовались.
Танцовщица из негритянского гетто, польско-русская художница, которой пришлось покинуть Родину после октября 1917-го, британская аристократка, влюбившаяся в мужчину без денег и статуса, жена одного из величайших писателей эпохи «не были подругами, но их судьбы во многом пересекались». Общественность демонизировала их за то, что те «требовали для себя всего, в чём было отказано их матерям – самим выбирать сексуальных партнёров, зарабатывать на жизнь, стричься, носить короткие юбки и курить на людях». Их жизни были яркой вспышкой, за которой часто следовал трагический финал. В лучшем случае забвение. Но они хотя бы попытались поменять представление о роли женщины в мире. И, кажется, небезуспешно.
Краткая история «Ленфильма» (Сеанс) 16+
В не очень большой, но весьма информативной книжке прослеживаются основные этапы столетнего пути старейшей российской киностудии. Можно узнать из неё и о развитии дореволюционной киноиндустрии в Санкт-Петербурге.
Основанная в 1921 году молодыми режиссёрами Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом группа ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра) стала важной вехой не только для питерского кино. ФЭКСовцами были режиссёр Сергей Герасимов, актёры Олег Жаков, Янина Жеймо, Сергей Мартинсон, сценарист Алексей Каплер. В следующем десятилетии главными достижениями ленинградцев стали «Чапаев» и трилогия о Максиме, а летом 1941-го именно на базе этой киностудии были сняты первые «Боевые киносборники». Многие ленфильмовцы не пережили блокаду.
Важным временем для формирования «ленинградской школы» стала хрущёвская оттепель. Режиссёры, появившиеся тогда, во многом сформировали лицо отечественного кинематографа в следующие десятилетия. История «Ленфильма» знала взлёты и падения, но представить отечественную культуру без фильмов Фридриха Эрмлера, Виталия Мельникова, Глеба Панфилова, Ильи Авербаха, Алексея Германа, Александра Сокурова, Юрия Мамина невозможно.
Александра Селиванова, Надежда Плунгян – Сюрреализм в стране большевиков (GARAGE) 16+
Сюрреализм как течение сложился окончательно около ста лет назад. Правда, не в России, а в Париже, объединив поэтов, художников, кинематографистов Европы, США, Латинской Америки. Участвовали в движении и наши бывшие соотечественники. Исследователи много лет спорят: можно ли включить в карту мирового сюрреализма СССР? Из поисков ответа и родилась книга. Предшествовала ей большая одноименная выставка в Москве.
– Сюрреализм как самостоятельное и отчётливое художественное направление в России не сложился, – считает искусствовед Ирина Карасик. – Этому помешали идеологические обстоятельства, когда любые, самые безобидные фантазии и «странности» объявлялись вредным мистицизмом, беспочвенной метафизикой, чуждыми настроениями и т.п. Тем не менее внутренние предпосылки для сюрреалистического восприятия (влечения, страхи, сновидения, «отклонения», иррациональные состояния, мерцающие смыслы) существовали, а в творчестве ряда художников можно найти произведения, в той или иной степени близкие поэтике бессознательного.
С середины 1920-х многие жившие в СССР художники проявляли к сюрреализму интерес. Их одобрительно упоминал в статьях Владимир Маяковский, о них велись споры в кругу Казимира Малевича. На кого-то из художников навешивала это понятие в качестве ярлыка партийная пресса. Авторы книги находят следы этого течения в живописи, поэзии, прозе и архитектуре 1929-1940-х и даже в иллюстрациях к идеологически выдержанным детским книгам: авторами рисунков часто были не имевшие иного заработка авангардисты.
Свои аргументы исследователи подкрепляют множеством уникальных иллюстраций. Значительная часть произведений публикуется впервые.
Юрий Гончаров – Поклонимся! (Центр духовного возрождения Чернозёмного края) 16+
Этот сборник – не совсем новинка. Но его стоит упомянуть как один из важных проектов местных издателей, представленный на ярмарке. Книга замечательного воронежского писателя-фронтовика готовилась к 100-летию со дня его рождения и 80-летию освобождения нашего города от немецко-фашистских захватчиков. В неё вошли произведения, написанные Гончаровым как в советские годы (в том числе и первый рассказ писателя, датированный 1946 годом), так и в постсоветский период. Все они объединены темой войны.
Юрий Гончаров ушел из жизни в 2013 году, оставив после себя более ста повестей и рассказов. Практически все они написаны в Воронеже. Автор заметок о писателе Дмитрий Дьяков ставит прозу нашего земляка в один ряд с книгами таких писателей-фронтовиков, как Виктор Астафьев и Василь Быков. Все трое «являются не только летописцами роковых годов отечественной истории, но и авторами произведений, поднимающих серьезнейшие морально-философские проблемы. При всей непохожести это писатели, по сути, одной темы: они исследовали нравственные коллизии в обществе, раскаленном добела сталинским режимом и одновременно, тотальной, истребительной войной. И вот в такой предельно очерченной экзистенциальной среде эти авторы пытались выявить подлинную суть человеческой природы».
Уже публикация первого рассказа «Возвращение» (1946) вызвала негодование у партийных чиновников. Каждая его рукопись в советские годы понуждала цензоров вчитываться в поисках крамолы. Но писатель оставался верен своим принципам до последнего своего дня.
Напомним, в апреле корреспондент TV Губернии побывал на книжной ярмарке Non/fiction в Москве.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.