Перстень Кольцова, скифский меч и медаль Петровской эпохи: какие ценности похищали из воронежских музеев
Воскресным утром 19 октября двое в жёлтых жилетах ремонтников подогнали грузовик с подъёмным краном к одной из галерей Лувра в Париже. Электропилой они вскрыли окно и проникли внутрь. Преступники похитили драгоценности из коллекции Наполеона и Жозефины, в том числе ожерелье, брошь, изумрудные серьги, диадему из жемчуга и бриллиантов, а затем скрылись. Сообщники поджидали их на мотороллерах.
Ущерб предварительно оценили в 88 млн евро! Следствие полагает, что похитители работали по специальному заказу от некоего тайного коллекционера императорских реликвий.
В России многие подумали: если уж в один из самых охраняемых музеев мира смогли проникнуть посторонние, насколько же высок риск для хранилищ, на охрану которых наверняка тратится меньше средств! В Воронежской области они в разные годы также становились объектами интереса преступников. TV Губерния собрала наиболее известные случаи таких ограблений и выяснила, что сделано для того, чтобы они не повторялись.
«Мимо наших смотрителей муха не пролетит»
Воронежские музейные работники, откликаясь на новости из Лувра, панических настроений не демонстрировали.
– В Лувре украли экспонаты наглым образом. Хотя когда я смотрела видео ограбления и не могла понять, где же были их музейные смотрители. Мимо наших муха не пролетит! — говорит главный хранитель музейных предметов Воронежского краеведческого музея Светлана Толкачёва. – Конечно, в залах Лувра очень много людей, залы огромные… И тем не менее… А окна? Они же на охране стоят! Как воры вообще могли туда проникнуть? – не скрывала удивления опытный специалист.
Нужно признать: кражи из музеев происходили и происходят в разных странах при любых политических режимах. Есть свои криминальные страницы и в истории воронежских хранилищ прошлого. Не обошлось, увы, без убийства.
Кровавое преступление
Самый ранний эпизод, о котором удалось найти упоминания, относится к началу XX века. О нём напомнил недавно сайт литературного музея имени И.С.Никитина. Его основная экспозиция размещается в бывшем здании мещанской управы на Плехановской. Когда-то именно здесь работал губернский музей.
Утром 4 марта 1908 года в здание вошли двое. Посетители напали на хранителя музея Николая Автономова и убили его. Разбив несколько витрин, они забрали хранившуюся в залах уникальную коллекцию монет и главный экспонат – перстень поэта Алексея Кольцова. Убийц поймали. Часть похищенного удалось вернуть, но перстень так и не нашли.
Дальнейшие криминальные эпизоды в истории местного музейного дела оказались не настолько кровавы. Хотя порой преступники размахивали оружием, и тем, кто оказался рядом, было очень страшно.
Увлечённый историк соблазнился фарфором
При Советской власти такие происшествия, в том числе в провинции, могли стать сюжетом для детектива. Однако на страницы газет попадали только совсем уж громкие происшествия. Потому если и случались кражи экспонатов в Воронеже и области, то помнили о них в лучшем случае старожилы да краеведы.
О почти полувековой давности происшествии в Острогожске рассказал TV Губернии журналист Виктор Силин. По его словам, какие-то артефакты пропали из местного музея в конце 1970-х.

Виноват оказался один из научных сотрудников.
– Украденное он собирался продать, – вспоминает журналист. – Что именно тогда пропало и каковы были причины такого поступка, мне неизвестно. Рассказывали, он украл, среди прочего, фарфор. Я тогда начинал работать в районной газете «Новая жизнь». Однажды приходит заведующая отделом писем Наталья Рубан и говорит: «Ты представляешь, наш автор оказался вором!» Он иногда в районке печатался… Казался увлечённым историком!
До суда, по словам Виктора Силина, дело вроде бы не дошло. Всё украденное похититель вернул. Но вскоре чувство стыда за содеянное вынудило его уехать из Острогожска.
Картину искал Интерпол
Гораздо больше информации можно найти о криминальных эпизодах начиная с конца 1980-х. Из этого вовсе не следует, что воровать из музеев стали во много раз чаще. Просто теперь о таких случаях стало можно рассказывать в прессе.
В 1991 году из художественного музея имени И.Н.Крамского похитили портрет императора Священной Римской империи Максимилиана I – горельеф, созданный на основе гравюры Альбрехта Дюрера. Один из грабителей отвлёк смотрителя, второй в это время снял экспонат со стены прямо на глазах у других посетителей и вынес его из здания. В 1993 году портрет, стоимость которого позднее оценивали приблизительно в 50 тыс. долларов, вывезли в Восточную Европу. Позднее сотрудники музея рассказывали, что похитители, видимо, получили заказ именно на эту работу от некоего коллекционера (как, возможно, и те, кто недавно ограбил Лувр). Нажиться никому не удалось. Все преступники, причастные к похищению картины, мертвы. Кого-то убили, кто-то, говорят, пропал без вести.

Тем временем картину искал Интерпол. В июле 2002 года сотрудники ФСБ вернули украденную ценность музею.
Уже в начале XXI века при сходных, довольно-таки нелепых обстоятельствах пропал один из экспонатов краеведческого музея: медаль Петровской эпохи.
– Она находилась в витрине, – вспоминает Светлана Толкачёва. – Был очень большой поток людей, и злоумышленник как-то сумел её забрать… Причём медаль очень хорошо была закреплена, с моей точки зрения. Но нашлись «умельцы»…
Экспонат так и не нашли. Но сотрудники музея продолжают надеяться: он ещё вернётся. Украденная медаль из фондов не списана и продолжает в нём числиться. Такова музейная практика. Ведь если предмет найдётся, придётся доказывать, что он находился именно в этом хранилище.
«Потеря экспоната для музейщика – как личная утрата»
В апреле 2007 года в музее «Арсенал», являющемся одним из подразделений краеведческого, посетитель напал на экскурсовода, угрожая пистолетом. Преступник разбил стекло одной из витрин, забрал медали и памятные знаки и скрылся. Произошло это чуть ли не на глазах у группы детей, пришедших на экскурсию. Но у этой истории есть хэппи-энд. Грабителя быстро нашли. Экспонаты в «Арсенал» вернулись.
Не смогли избежать внимания со стороны воров и музеи в воронежской глубинке. Апрельской ночью 2005 года неизвестные проникли в Калачеевский краеведческий музей. Их не остановили оконные решётки, взломав которые, воры похитили несколько бесценных экспонатов.
Пропали скифский меч-акинак VI-V века до нашей эры и кольчуга VIII века. Также упоминалось об исчезновении старинных серебряных подсвечников и неких украшений. Судя по сообщениям СМИ, в здании тогда попросту не было сигнализации.
В сентябре 2011-го воры пробрались в здание Бобровского краеведческого музея и вынесли 85 медалей и орденов СССР. Многие из них, по информации СМИ, являлись именными. Их передали на хранение родственники ветеранов Великой Отечественной. Также экспозиция лишилась монет России XVIII-XIX веков. Как сообщали по свежим следам газеты, вор воспользовался тем, что в помещениях с мая 2010 года шёл капитальный ремонт, и проник через окно. Преступник взломал хранилище, вынес похищенное. И пропал бесследно.
– Мне до сих пор неприятно об этом вспоминать, – призналась директор музея Елена Степанова и рассказывать журналисту о подробностях того давнего дела не стала. Что ж, её отчасти можно понять.
– Для музейщиков, когда подобное происходит, – это как личное утрата, – признался один из собеседников TV Губернии.
Тревожные кнопки и камеры повсюду
С тех пор подобных вторжений в музеи региона не зафиксировано. Меры для обеспечения безопасности экспозиций и хранилищ в последнее десятилетие предпринимались довольно существенные. Что уж говорить – ещё в нулевые здесь не была толком налажена система видеонаблюдения. С тех пор многое изменилось. Некоторыми деталями с корреспондентом TV Губернии поделились музейные работники.
– У нас шесть подразделений, – рассказал заместитель директора по основной деятельности литературного музея Сергей Волков. – Где-то достаточно одного охранника – например, в здании Мещанской управы, музее-квартире Марии Мордасовой. А в музее-усадьбе Дмитрия Веневитинова под Рамонью работают три поста. Один – в парке, два – внутри.

Налажена система наблюдения: охранник в режиме онлайн смотрит за залами и прилегающей территорией. В залах посетителей сопровождает смотритель. У каждого есть тревожная кнопка, которая выглядит как брелок. Сигнал тревоги поступает в главный офис охранной организации. Вскоре в музей или хранилище прибывает мобильная группа.
Переносные тревожные кнопки появились в воронежских музеях сравнительно недавно – может быть, года четыре назад. Пока, судя по всему, особых поводов их применять у смотрителей не возникало.
На витринах литературного музея установлены антивандальные стёкла. Если экспонат находится не в витрине, то его отделяют от посетителей ограждения.
Естественно, есть сигнализация на окнах и датчики, реагирующие в ночное время на движение в залах. Они сразу дают сигнал о нарушении, который поступает в ЧОП. Меры, в сущности, элементарные. Но действенные.
Хотя большинство исчезнувших экспонатов были похищены из постоянной экспозиции или с выставки, в Воронеже таких случаев не было давно.
Доступ только у хранителя
Лучше понять, как следят за сохранностью того, что не находится в открытом доступе, и почему такая кража в Воронеже практически невозможна, помогла Светлана Толкачёва – главный хранитель музейных предметов краеведческого музея.
На данный момент в нём собрано около 117 тысяч предметов. В основные экспозиции или на выставки попадает, может быть, четверть от общего количества. Прочее надёжно заперто в фондах по адресу: проспект Революции, 22. В здание XVIII века, известное как «Дом губернатора», посторонний просто так не попадёт, в чём убедился и автор.
– Все двери опечатаны, сигнализация стоит внутри каждого помещения, в том числе и на окнах, – рассказывает Светлана Павловна. – В каждое из 16 хранилищ в здании на проспекте Революции может зайти только хранитель! Даже другие сотрудники не попадут туда просто так. Только по работе. И каждый такой визит оформляется отдельным приказом.

Серьёзный контроль сопутствует даже тем предметам, которые пока ещё находятся на временном хранении (например, те, что передали в дар частные лица). Потенциальные экспонаты находятся в отдельной комнате, опечатанные и под сигнализацией.
– Затем записываем предмет в книгу поступлений, – рассказывает Светлана Павловна. – Она всегда опечатана, исправлений в ней не допускается. Предмет обязательно маркируется. Последняя стадия – информация о новом поступлении с фотографией и описанием поступает в госкаталог. На специальном сайте вы можете ознакомиться с любым предметом любого музея, увидеть его изображение и прочитать информацию о нём.
Такие описания составлялись всегда, задолго до того, как в России появился интернет. Фотофиксация велась тогда на плёнку. На каждый предмет заводились специальные паспорта с подробным описанием предмета. Всё это, должно было предотвратить подмену экспоната.
Кстати, и сейчас книги поступлений ведутся не в электронном виде, а в рукописном. Когда заканчивается год, заполненные в течение 12 месяцев страницы оцифровываются – как и накопившиеся за этот период акты и протоколы.
«Были бы в Лувре решётки, грабители туда не впрыгнули бы»
Но как проконтролировать сохранность того, что лежит в запасниках?
– А у нас постоянно сверки проходят! – отвечает главный хранитель. – Музейная работа предполагает постоянное их проведение в каждой коллекции. Заканчивается одна сверка, мы фиксируем состояние сохранности – и тут же начинается следующий цикл. И так по кругу!
Если экспонат в ходе очередной сверки не нашли, информация передаётся учредителю в Минкульт и в полицию. Конечно, главным подозреваемым будет смотритель коллекции. Круг тех, кто мог быть причастен к исчезновению, поможет очертить информация о заходивших в помещение. И тут помогут делавшиеся в этой связи записи.
Кстати, тревожные кнопки есть и у тех, кто работает с фондами. Механизм их использования такой же, как у коллег в основной экспозиции: сигнал передаётся на вневедомственную охрану, и приезжает наряд.
– А ещё у нас решётки стоят, – добавляет Светлана Толкачёва. – И были всегда. Не только в фондах! Кстати, в Лувре я их не заметила! Просто разбить окно и влезть сюда вы не сможете. Хотя некоторые коллеги считают, что решётки только портят вид… Но я считаю, грабителей они сдерживают. Вот были бы в Лувре решётки, преступники за четыре минуты туда не впрыгнули бы!








Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.