«Обстановка такая тёплая». Воронежский музей имени Крамского празднует 90-летие
Переместиться в прошлое и узнать, чем жил музей имени Крамского все 90 лет своего существования. К юбилею здесь устроили необычную выставку. В экспозицию вошли произведения живописи, графики, документы и архивные фотографии: всё то, что музей собирал и хранил десятилетиями. Вот подробности.
Музейное закулисье — незаметная часть работы его сотрудников. Посетители привыкли видеть уже готовые экспозиции. Однако за ними стоит большой труд: бережное хранение, исследование и реставрация шедевров. К 90-летнию Воронежского художественного музея здесь решили показать всё то, что обычно скрыто от глаз гостей.
Наталья Бакина, ученый секретарь ВОХМ им. Крамского, куратор выставки:
— Не так часто музей сам о себе рассказывает: что мы делаем, чем мы занимаемся вообще-то. Наверное, главная необычность именно в этом. И для нас нужно было найти тот язык, потому что мы говорим предметами, тот язык, на котором мы расскажем о невидимой и незамечаемой части нашей работы.
Это фрагмент выставки 1933 года, с которой, собственно, и началась жизнь музея. Специалисты восстанавливали кусочек истории с помощью архивных фотографий. Пристально разглядывали все детали. Главное отличие современных залов от того, что было тогда — пространство. Оно позволяет рассмотреть каждое полотно отдельно. Раньше произведения вывешивали по шпалерному принципу, то есть картины должны были полностью закрывать всю плоскость стены.
Наталья Бакина, ученый секретарь ВОХМ им. Крамского, куратор выставки:
— Для нас это непривычно, и так свежо выглядит! Для этой выставки мы никакие экспонаты не привозили, я хочу обратить на это внимание. Мы рассказываем о себе, мы показываем наши фонды, как та или иная вещь, вошедшая в экспозицию, попала в наш музей, и какие истории с этим связаны.
Дать вторую жизнь: с годами лаки темнеют, бумага рвется, полотна ветшают. Чтобы их реставрировать, специалистам приходится в буквальном смысле «заглядывать» внутрь произведений искусства. Вот, например, портрет Реми, друга Лермонтова, восстанавливали по частям. Разрушения коснулись даже центра акварели.
— Когда-то, еще в XIX веке, была неправильно смонтирована она, в результате лист оказался просто разорван, вот здесь в боковом цвете видны эти разрывы.
После реставрации стыки увидеть практически невозможно. Со стороны кажется, что лист бумаги всегда был целым. Посетители внимательно рассматривают картины и даже не догадываются, какую тяжелую работу до этого проделали специалисты.
Ольга и Дарья Цыковы, гости:
— Такое настроение хорошее, и мы решили съездить в музей. Обстановка здесь такая теплая. Очень много интересных работ и картин. Очень сильно меня заинтересовали пейзажи, очень красочно. Потому что она окончила художественную школу, она в этом разбирается побольше.
Выставка необычна еще и тем, что посетители могут поговорить с музеем: оставить ему письмо. Например, поделиться эмоциями или рассказать о прожитом дне. Гости писали о своих чувствах, как они ощущают себя в стенах Крамского и зачем приходят сюда вновь.
Возрастное ограничение 0+
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.